3 августа 2023 года размеренная жизнь грузинского курорта Шови была нарушена стихийным бедствием. Мощный оползень, сошедший с горных склонов, обрушился на поселок. Тонны грязи и камней погребли под собой десятки домов, превратив некогда живописный уголок в место катастрофы. Трагедия забрала жизни тридцати трех человек, оставив глубокую рану на сердце грузинского народа.
Как это произошло и можно ли предотвратить жертвы в случае повторения катастрофы? Читайте в нашем материале.
«Трагедия Шови была очень неожиданной. Был солнечный день, и никто не ожидал такого события. Мы привыкли к ливням, мы привыкли к наводнениям, вызванным таянием ледников,»— делится с нами Мaнана Метревели, геологиня и экологиня.
» Там, где 100 лет не было наводнений в долинах Шови и Буба, произошло наводнение, и погибло 33 человека, что стало самой большой трагедией в истории Грузии 21 века,» — Нино Чхобадзе, экологиня, председательница Зеленого движения Грузии.
Поисковые работы, начавшиеся почти сразу после катастрофы, превратились в гонку со временем. Сотрудники спасательных служб работали круглосуточно и в экстремальных условиях искали выживших. Однако масштабы разрушений и горный ландшафт значительно осложняли их задачу.
Спасательный вертолет смог вывезти из зоны бедствия 210 человек.
Выжившие после трагедии Шови, чья жизнь разделилась на “до” и “после”, поделились воспоминаниями.
“Иногда мне стыдно, что мы выжили.”
“Звук был оглушительным. Один только звук мог бы, наверное, убить кого-нибудь. Я подхватила племянницу, крепко обняла ее и повернулась спиной к надвигающемуся потоку. Волна ударила нас и отбросила очень далеко.”
Рача — один из самых сейсмически активных и оползнеопасных регионов страны. Но, как отмечают геологи, Западная Грузия никогда не сталкивалась со стихийными бедствиями подобного масштаба. Исключением было землетрясение, которое произошло в Раче 29 апреля 1991 года — тогда одна деревня оказалась полностью разрушенной.
По словам геологов, на данном этапе риск повторного оползня в долине минимален. Однако это не означает, что опасности нет, ведь в Раче много ледников.
Нино Чхобадзе, экологиня, председательница Зеленого движения Грузии:
“На самом деле, за последние 10 лет мы ощутили изменение климата более серьезно, и все признаки, характеризующие изменение климата, выявлены в Грузии уже сегодня. Это: таяние ледников и понижение водных горизонтов, нестабильные метеорологические условия, экстремальные температуры, характерные для всей Грузии, особенно в последнее время.”
Спустя более двух недель после трагедии стало известно, что наводнение было вызвано разливом реки. Главный вопрос – откуда в реке взялось столько воды?
Национальное агентство по охране окружающей среды опубликовало свой первый отчет о происшествии спустя шесть дней, заявив, что трагедия была вызвана совпадением нескольких геологических и гидрометеорологических событий.
Агентство пишет, что в результате обрушения скалы ледниковый массив площадью около 62 гектаров оказался отрезанным, что вызвало излияние подледниковых вод, которые устремились в долину реки.
Официальный отчет о трагедии в Шови, опубликованный в феврале 2024 года, вызвал бурю разногласий. Национальное агентство по охране окружающей среды, которому было поручено расследование катастрофы, пыталось отвести и переложить ответственность за гибель 33 человек.
Центральное место в споре занял вопрос о системах раннего предупреждения. Хотя в отчете агентство утверждало, что такая система была бы неэффективной, отчет от швейцарской компании Geotest AG рисовал немного иную картину. Исследователи подчеркивали потенциал раннего обнаружения с помощью систем мониторинга, позволяющих своевременно эвакуироваться. Тем не менее, эти важные выводы отсутствовали в грузиноязычной версии отчета.
Нино Чхобадзе, экологиня, председательница Зеленого движения Грузии:
“Но чего нет у Грузии? У Грузии нет плана адаптивных мер, Грузия не работает в направлении так называемых стихийных бедствий, которые, к сожалению, в этом году обрушились на нас особенно сильно. Первое проявление было в 2015 году, когда в Тбилиси затопило долину Вери, второе очень серьезное проявление из-за климатических условий – трагедия в Шови, и вдобавок к этому были очень сильные наводнения в Гурии.”
Власти утверждают, что катастрофа произошла мгновенно и не могла быть предсказана.
По данным Министерства природных ресурсов, потоп достиг коттеджей примерно за 8-10 минут. По мнению экспертов, этого времени было бы достаточно, чтобы эвакуировать людей в безопасное место.
Трагедия в Шови усугубилась возможной халатностью. Несмотря на высокий риск оползней в регионе, о чем свидетельствуют предыдущие катастрофы в Казбеги, власти не приняли адекватных мер безопасности.
Нино Чхобадзе, экологиня, председательница Зеленого движения Грузии:
“Система мониторинга природных рисков в настоящее время активно улучшается. Особое внимание уделяется оценке опасности в центральной части Кавказа. министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов и сельского хозяйства выявили и систематизировали все зоны повышенного риска.
К сожалению, ситуация остается сложной. Более 30 муниципалитетов и 56 населенных пунктов подвержены высокому риску природных бедствий. Для работы с этими территориями разрабатывается информационная система. Однако существующая система регулирования и координации требует улучшения.”
Из-за изменения климата предсказать все возможные риски становится все сложнее. Количество и масштаб природных катастроф, скорее всего, будут увеличиваться. Не осталось ни одного региона, который был бы полностью защищен от этих угроз.
Национальное агентство по окружающей среде в своем итоговом отчете также отмечает, что лучшим и наиболее эффективным способом защиты людей и инфраструктуры является пространственное планирование территории. Швейцарские эксперты пишут почти то же самое.
Действительно, до трагедии из бюджета было выделено до полумиллиона лари ООО «АртСтудио Проджект» на составление плана регулирования застройки курорта «Шови». В этот документ вошли и мероприятия по планированию землепользования. Городской совет Они (название города) утвердил этот план 22 декабря 2022 года, и группы, близкие к партии «Грузинская мечта», получили право строить 18-метровые гостиничные здания прямо в “зоне смерти” – на территории, которую через семь месяцев снесло селевым потоком.
Сейчас, спустя год после трагедии в Шови, крайне важно выйти за рамки официальных заявлений и посмотреть правде в глаза. Жертвы и их семьи заслуживают ответов, а страна должна извлечь уроки из этой трагедии, чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем.