
В мире международных климатических переговоров часто звучит термин: «климатическое финансирование». Но что именно климатическое финансирование означает для гражданского сектора?
Сегодня мы попробуем разъяснить этот термин и вооружить гражданский сектор Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) знаниями, которые помогут им раскрыть возможности такого финансирования и обеспечить ответственное управление за счет эффективного мониторинга.
Представьте, что бороться с изменением климата ー это все равно что строить гигантский космический корабль для спасения Земли! Климатическое финансирование в таком случае выступает топливом для этого корабля. Чем больше и сложнее корабль ー тем надежнее и эффективнее должно быть топливо. Откуда мы его возьмем и кто сколько должен вложить от себя ー в этом и состоит сложность дискуссии вокруг климатического финансирования.
Пристегните ремни!
В контексте международных переговоров по климату климатическое финансирование имеет большое значение. Климатическое финансирование — это местное, национальное или транснациональное финансирование из государственных, частных и альтернативных источников, направленное на поддержку мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.
На международной арене действует Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) — договор, в котором участвуют 195 стран. Этот документ признает важнейшую истину: развитые страны оказывают более значительное влияние на изменение климата, поскольку сжигали ископаемое топливо десятилетиями, построив на этом свою экономику. Именно поэтому в рамках данного соглашения они обязались оказывать финансовую поддержку развивающимся странам.
Для движения за климатическую справедливость — климатическое финансирование рассматривается как часть возмещения климатического долга. Это долг тех, кто несет наибольшую ответственность за изменение климата, перед теми, кто несет наименьшую ответственность, но страдает от последствий наиболее.
Правительства богатых, промышленно развитых стран несут ответственность за то, чтобы средства поступали от тех, кто несет ответственность за чрезмерные выбросы парниковых газов — а именно корпораций, гигантов, добывающих ископаемое топливо и других соучастников, включая государства — и не должны поступать за счет обнищавших в их собственных странах.
Какая цель климатического финансирования или куда пойдут деньги?
Участники климатических переговоров ООН пообещали выделить средства на покрытие расходов, связанных как с адаптацией (помощь населению в адаптации к климатическим изменениям), так и со смягчением последствий (сокращение выбросов парниковых газов).
Тут стоит поделиться и недавней победой: После многолетних кампаний развивающиеся страны наконец-то добились прогресса на COP27! Теперь климатическое финансирование будет также направлено на покрытие потерь и ущерба — необратимого вреда, вызванного изменением климата.
И так, давайте еще раз пройдемся по ключевым терминам:
Адаптация: Представьте себе строительство стен для защиты прибрежных городов или выращивание засухоустойчивых культур. Это и есть адаптация в действии! Иначе говоря, адаптация — это политика, программы и меры, позволяющие странам, сообществам и народам справляться с воздействиями и последствиями изменения климата.
Смягчение последствий: Речь идет о сокращении выбросов в самом источнике. Подумайте о более чистых источниках энергии, отсутствии смога и энергосберегающих технологиях. Им жизненно необходимо перейти на путь устойчивого развития и внести свой вклад в глобальные усилия по сокращению выбросов парниковых газов. Тут напомним, что ядерная энергетика не является чистым источником энергии. Почему, вы сможете прочитать в нашей позиции.
В 2020 году 90% финансирования было направлено на смягчение последствий, поэтому необходимо увеличить объем средств, направленных на адаптацию.
Потери и ущерб: Когда изменение климата приводит к разрушениям, с которыми не может справиться адаптация, речь идет о потерях и ущербе. Речь идет о повышении уровня моря, которое поглощает островные государства, или экстремальных погодных явлениях, уничтожающих урожай и средства к существованию людей.

Сколько стоит спасти планету?
Ответ: Дорого! И даже очень! В 2024 году Сеть Climate Action Network запускает кампанию #PayUp и выдвигает требование к развитым странам о ежегодном предоставлении 5 триллионов долларов США в качестве климатического долга.

Почему 5 триллионов долларов? В нескольких существующих исследованиях (см. таблицу) оценивается объем финансовых средств, необходимых для противостояния климатическому кризису. В этих исследованиях рассматривались различные потребности, включая сокращение выбросов, адаптацию к климатическим воздействиям, а также устранение неизбежных потерь и ущерба.
Примечательно, что ни одно исследование не охватывает весь спектр затрат, включая смягчение последствий, адаптацию, потери и ущерб, а также справедливый переход для пострадавших сообществ.
Как один из примеров, в первом отчете об определении потребностей РКИК ООН от 2021 года приведены расчетные потребности двухгодичных обновленных отчетов (BURs) 24 развивающихся стран из 62. Они составляют составляют 11,465 триллиона долларов США до 2030 года. Это означает в среднем 1,27 триллиона долларов США в год, охватывающих только смягчение последствий, адаптацию и межсекторальные потребности.
Тут стоит отметить, что в РКИК ООН участвуют 164 развивающиеся страны. Сумма в 11,465 триллиона долларов США до 2030 года представляет собой расчетные потребности, определенные только 14,6% развивающихся стран-участниц. Кроме того, в эту сумму не включены расходы на покрытие потерь и ущерба, а также на обеспечение справедливого перехода на зеленую энергию.
Как же мы можем использовать эти данные для более обоснованной оценки затрат на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним в развивающихся странах? Мы можем применить консервативный множитель — скажем, 3, — чтобы избежать переоценки потребностей. Такой подход позволяет предположить, что к 2030 году развивающимся странам потребуется не менее 34,39 триллиона долларов США на меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, что в среднем составит 3,4 триллиона долларов США в год.
В то же время по оценкам авторов отчета о глобальном ландшафте климатического финансирования, объем финансирования, необходимого «для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, составляет от 5,4 до 11,7 триллионов долларов США в год до 2030 года и от 9,3 до 12,2 триллионов долларов США в год в последующие два десятилетия».
Справедливо ли требовать эту сумму и смогут ли страны осилить 5 триллионов долларов США в год? Тут мы попробуем представить пример COVID-19, когда правительства развитых стран мобилизовали 16 триллионов долларов США в качестве налоговых стимулов для поддержки своих экономик.
Так что, однозначно да!
А кто платит: источники климатического финансирования.
Деньги на климатическое финансирование поступают из различных источников. Они могут относиться как к государственным, так и к частным средствам. Благодаря сочетанию государственных средств, финансирования банков развития, инвестиций частного сектора и благотворительных взносов можно эффективно реализовать комплексные и устойчивые климатические решения. Каждый источник финансирования играет важнейшую роль в мобилизации ресурсов для решения проблемы изменения климата в глобальном масштабе.
Государственные средства
Государственные средства на реализацию климатических инициатив поступают из государственных бюджетов, в которых распределяются деньги, собранные в виде налогов. Эти средства используются для различных проектов, связанных с климатом, таких как гранты, субсидии и прямое финансирование.
Банки развития
Банки развития, такие как Всемирный банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР), предоставляют финансирование специально для проектов, связанных с климатом. Они предлагают низкопроцентные кредиты, гранты и техническую помощь для масштабных инфраструктурных проектов и проектов развития. Например, эти банки финансируют инфраструктурные проекты в области возобновляемых источников энергии. Капитал для этих банков поступает из стран-членов, включая государственные и частные взносы, а также с финансовых рынков.
Инвестиции частного сектора
Компании частного сектора инвестируют в «зеленые» технологии и устойчивые практики, руководствуясь бизнес-стратегиями и корпоративной социальной ответственностью. Эти инвестиции включают прямое финансирование проектов, венчурный капитал для «зеленых» стартапов и корпоративные облигации. Что иронично, многие из тех же компаний, которые несут ответственность за климатический кризис (и ископаемое топливо), являются одними из основных инвесторов в области «зеленой» энергетики.
Например, Amazon является одним из крупнейших в мире корпоративных инвесторов в возобновляемые источники энергии, купив в 2023 году более 100 новых проектов по использованию солнечной и ветровой энергии.
Tesla инвестирует в производство электромобилей и аккумуляторные технологии, а Google финансирует проекты по использованию возобновляемых источников энергии, таких как ветряные и солнечные электростанции, для питания своих центров обработки данных.
Филантропическое подразделение Google,, инвестирует в проекты по возобновляемой энергетике в интересах малообеспеченных сообществ. Например, они выделили 2,75 миллиона долларов в виде грантов на поддержку проектов по возобновляемым источникам энергии в странах Африки к югу от Сахары, сосредоточившись на обеспечении чистой энергией школ, медицинских клиник и домов. Такие инвестиции финансируются за счет прибыли компании, рынков капитала и частных инвесторов.
Благотворительные взносы
Эти средства поступают от фондов и благотворительных организаций, которые финансируют климатические исследования, инновации и образовательные мероприятия. Это финансирование осуществляется в форме грантов, пожертвований и эндаументов.
Например, Фонд Билла и Мелинды Гейтс поддерживает исследования в области устойчивых методов ведения сельского хозяйства и инноваций в технологиях возобновляемой энергетики для борьбы с последствиями изменения климата. Деньги на эти цели поступают от частных пожертвований, эндаументов и мероприятий по сбору средств.
Как и через что работает климатическое финансирование?
В 2010 году во время COP16 РКИК ООН приняла решение о создании Зеленого климатического фонда (GCF), который будет выступать в качестве операционной структуры финансового механизма.
Глобальный экологический фонд (GEF) временно выполнял функции международной организации, на которую возложена ответственность за функционирование финансового механизма. Фонд продолжает свою деятельность, но больше не является основным операционным органом финансового механизма РКИК ООН.
Специальный фонд для борьбы с изменением климата (SCCF) был создан в рамках Конвенции в 2001 году в дополнение к другим механизмам финансирования для реализации Конвенции.
Фонд для наименее развитых стран (LDCF) был создан для поддержки рабочей программы по оказанию помощи наименее развитым странам, в подготовке и реализации национальных программ действий по адаптации. Эти два фонда находятся под управлением GEF.
Адаптационный фонд (AF) был создан для финансирования адаптационных проектов и программ в развивающихся странах — участниц Киотского протокола. Он финансируется за счет 2% доли поступлений от проектной деятельности в рамках механизма чистого развития (МЧР) и других источников финансирования.

Все это хорошо, но я, как представитель_ница гражданского сектора, пока себя не увидела_а. В чем моя роль?
Подходим к самому важному: в чем же роль гражданского сектора в этих процессах? И можете ли вы напрямую (как зарегистрированная организация) получить финансирование?
Отвечаем!
Во-первых, вы можете провести тщательный анализ и мониторинг климатического финансирования. Одна из возможностей — это отслеживание деятельность банков развития в вашей стране и поддерживаемых ими грантов. Зачем это нужно? Нередки случаи поддержки проектов, которые приводят к нарушениям прав человека и загрязнению окружающей среды.
К примеру, геополитическое положение Азербайджана и его огромные запасы углеводородов делают его важным игроком для США и европейских стран. Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Азиатский банк развития, поддержали проект Южный газовый коридор, в котором государство игнорирует права человека и верховенство закона.
А теперь мы рассмотрим на небольшом примере, как вы сможете сделать анализ:
Возьмем ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) – международный финансовый институт, который поддерживает проекты в различных секторах, включая энергетику, инфраструктуру и устойчивое развитие.
Информация о проектах ЕБРР, политиках и стратегиях, результатах и воздействии на окружающую среду является общедоступной. Стоит отметить, что большая часть информации на сайте ЕБРР представлена на английском языке.
На сайте ЕБРР вы сможете изучить проекты, финансируемые или запланированные в вашей стране, получить информацию об имплементирующих партнерах.
Для дополнительного анализа вы сможете воспользоваться платформой — Early System Warning — веб-инструментом, координируемым гражданским обществом и сообществами, для организации, обобщения и стандартизации проектов 15 банков развития. Система обеспечивает местные сообщества и организации, которые их поддерживают, проверенной информацией о предлагаемых проектах, финансируемых банками развития, если они могут привести к нарушениям прав человека и окружающей среды, а также четкими стратегиями адвокации.
Во-вторых, вы сможете участвовать в процессах принятия решений, чтобы убедить государство увеличивать финансирование мер по борьбе с изменением климата. Также важно поддерживать существующие инициативы и проекты, которые оказывают наибольший положительный эффект на климат, и обращать внимание общественности на их важность.
К примеру, в Украине в 2021 году прошел климатический марш, в котором участники_цы потребовали от властей увеличить финансирование инициатив по борьбе с изменением климата и охране окружающей среды, объединившись под лозунгом «Наши налоги для защиты климата». Общественность добилась результатов в виде повышение налога на выбросы углекислого газа и выделение средств на мониторинг качества воздуха.
Другой случай показывает критику жителей города Бишкек в Кыргызстане в ответ на решение мэрии города полностью заменить троллейбусы на меньшее количество электробусов. Активисты пытаются отстоять свою позицию, направляя обращения в мерию и требуя общественных слушаний по этому вопросу.
И помните, вы можете выбрать свой уровень участия. Не обязательно быть экспертом в климатическом финансировании, чтобы внести свой вклад. Даже небольшие инициативы могут оказать значительное влияние на ситуацию. Главное – это желание действовать и объединяться с единомышленниками.