30 ноября в Дубае официально открылась 28 Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата. Мероприятие традиционно началось с Саммита высокого уровня, где президенты и другие мировые лидеры выступали с новыми (и не очень) обязательствами по борьбе с климатическим кризисом. Мы подготовили для вас обзор самых важных заявлений и новых обязательств.
В качестве первого прорыва страны согласовали запуск Фонда потерь и ущерба (Loss and damage fund) для помощи странам, пострадавшим от климатического кризиса. Хоть делегаты и встретили это решение бурными аплодисментами, а многие комментаторы приветствовали сделку как историческую победу, другие заявили, что размер принятых на сегодняшний день обязательств – это недостаточное начало. На данный момент развитые страны пообещали отдать в Фонд 260 млн долларов США.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил делегатов, что «мы переживаем климатический коллапс в режиме реального времени», выступая на презентации доклада Всемирной метеорологической организации «Состояние климата», в котором говорится, что 2023 год станет самым жарким за всю историю наблюдений.
Король Великобритании Карл III обратился к мировым лидерам с заявлением, что «Земля нам не принадлежит. Я молюсь всем сердцем, чтобы COP28 стала еще одним критическим поворотным пунктом на пути к трансформационным действиям в то время, когда, как уже давно предупреждают ученые, мы наблюдаем достижение тревожных переломных точек.”
В своей речи на COP28 премьер-министр Великобритании Риши Сунак упомянул о значительных финансовых обязательствах в отношении климатических инициатив, включая историческое обещание выделить 1,6 млрд фунтов стерлингов в Зеленый климатический фонд.
Президент Франции Эммануэль Макрон призвал страны G7 на переговорах ООН по климату показать пример другим странам и «взять на себя обязательство покончить с углем» к 2030 году. Выступая на конференции COP28 в Дубае, Макрон вновь отметил, что инвестирование в уголь — это «настоящий абсурд».
Саммит также стал площадкой для анонсирования новых обязательств от лидеров стран ВЕКЦА. В этом году на Конференцию прилетело рекордное количество президентов стран. Мы прослушали все их выступления, а также обсудили их с членами нашей сети.
Узбекистан
В своем выступлении Президент Узбекистана Шавхат Мирзиеев отметил растущую угрозу изменения климата, подчеркнув его непропорциональное воздействие на Центральную Азию, в частности, катастрофу Аральского моря. “В нашем регионе повышение температуры в два раза превышает среднемировой показатель. За последние годы количество экстремально жарких дней увеличилось в два раза, треть ледников полностью растаяла.”- отметил он. Обратив внимание на тревожную региональную статистику, он подчеркнул настоятельную необходимость перехода к «зеленой» экономике и углеродной нейтральности, продемонстрировав усилия Узбекистана по удвоению доли альтернативной энергетики и сотрудничеству с международными партнерами для создания 25 гигаватт мощностей возобновляемых источников энергии к 2030 году. Президент призвал к глобальному сотрудничеству в завершении разработок стратегий адаптации к изменению климата, содействию справедливости в низкоуглеродном переходе и превращению региона Аральского моря в инновационный центр, предложив сотрудничество по климатическим технологиям, научным форумам и таким инициативам, как конференция по климатической миграции 2024 года.
Эколог, эко-журналистка Sreda.uz Наталья Шулепина:
В Узбекистане перемены мы наблюдаем изо дня в день. Климатический прессинг высоких температур все ощутимей. Нарастают проблемы с водоподачей населению чистой питьевой воды. Государство привлекает международные кредиты. Президент Узбекистана отметил серьезные программы, реализуемые в стране. Очевидно, что для решения проблем нужны не только климатические доступные климатические технологии. Нужно активное вовлечение молодежи для решения проблем, связанных с изменением климата. Аральская тема, поднятая президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым, сегодня более чем актуальна. Климатическая миграция началась именно из Приаралья. Маловодье на трансграничных реках Амударье и Сырдарье могут усилить миграцию многократно. Это очень серьезный риск для многих тысяч узбекистанцев. Конференция на эту тему позволит четко оценить ситуацию. Участие ООН привлечет внимание мировой общественности.
Казахстан
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркивая важность зеленых технологий, он объявил о принятии нового экологического кодекса, стимулирующего комплексную «зеленую» адаптацию в различных секторах, отметив огромный потенциал ветряной, солнечной энергетики и зеленого водорода. Президент заявил о роли Казахстана как основного поставщика критически важных минералов в глобальном переходе, активно поддерживая такие «зеленые» инициативы, как сокращение пластиковых отходов, и объявил о решении страны присоединиться к Глобальному обещанию по метану. Кроме того, он обратился к проблеме угля в регионе, раскрыв планы первого в истории партнерства по справедливому энергетическому переходу в Казахстане, призвав к конкретной поддержке со стороны международных партнеров и увеличению обязательств по климатическому финансированию. “Даже если мы успешно ограничим глобальную температуру до 1.5 к 2050 году, страны Центральной Азии все равно будут испытывать до 2.5. Адаптация неизбежна и необходима, поэтому мы призываем выделять больше средств на поддержку международного фонда по спасению Аральского моря”
Светлана Могилюк, председатель ассоциации “Экофорум Казахстана”.:
“Гражданское общество Казахстана поддерживает стремление нашей страны к низкоуглеродному развитию. Мы ожидаем более быстрых и решительных мер по уходу от угля. Вместе с тем, мы призываем власти нашей страны не использовать атомные технологии для производства энергии, так как полный цикл атомной энергетики от добычи и включая этап декомиссии и хранения отходов приносит много негативных последствий для окружающей среды. Мы призываем правительство нашей страны ещё более решительно и эффективно развивать энергетику с использованием потенциала ветровой и солнечной энергии который природа дала нашей стране.”
Армения
Президент Армении Ваагн Хачатрян подчеркнул неотложность решения климатического кризиса как актуальной глобальной проблемы, подчеркнув необходимость целостного подхода к формированию более экологичных, здоровых и устойчивых практик. Несмотря на историческое принятие Парижского соглашения в 2015 году, президент признал, что климат отклоняется от намеченного пути, возложив ответственность за это на экономику, основанную на ископаемом топливе. Он подчеркнул необходимость отказа от углеводородов и зависимости от ископаемого топлива, чтобы ограничить спрос и предложение, и выступил за ускорение развития возобновляемых источников энергии путем увеличения климатического финансирования, включая фонд потерь и ущерба.
Как горная развивающаяся страна, Армения сталкивается с серьезными проблемами, поскольку прогнозы Всемирного банка указывают на потенциальное потепление до 4,7°C к 2090-м года. Президент обозначил амбициозную цель по достижению 15 % солнечной энергии в общем объеме производства к 2030 году, подчеркнув веру страны в долгосрочное использование ядерной энергии как источника, нейтрального по отношению к углероду.
Глава общественной организации «Хазер» Амалия Амбарцумян:
В своём выступлении президент Республики Армении Ваагн Хачатрян вполне обоснованно заявил, что причиной безудержного потепления является «…экономика, основанная на ископаемом топливе. Ясно, что мы не можем продолжать идти по пути добычи углеводородов или энергии. Крайне важно снизить спрос на поставки ископаемого топлива». Однако, интересно отметить, что Армения по своему вкладу по выполнению положений Парижского Соглашения (NDC) намерена не снизить, а значительно повысить спрос и потребление ископаемого топлива – природного газа и тем самым увеличить выбросы парниковых газов в 2030 году почти на 50% по сравнению с нынешними выбросами.
Таджикистан
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон отметив, что 93% территории страны — горы, подчеркнул её уязвимость к изменению климата и частые стихийные бедствия, связанные с водой. Президент рассказал о национальной стратегии адаптации к климатическим изменениям и призвал международное сообщество поддержать финансово и технологически для укрепления потенциала страны.
Он также подчеркнул, что Таджикистан, является лидером в производстве зеленой энергии, производя 98% энергии на гидроэлектростанциях. Президент выразил намерение удвоить возможности производства зеленой энергии, подчеркнув важность развития зеленой экономики и принятия стратегии на период 2023-2037 годов. Наконец, он подчеркнул отрицательное влияние изменения климата на водные ресурсы и призвал международное сообщество поддержать цели, связанные с водой, в контексте второй водной конференции ООН.
Ольга Бойко, координаторка CAN EECCA:
Таджикистан действительно обладает большим потенциалом гидроэлектростанций, но в то же время ветер и солнце занимает меньше 1% в энергобалансе. Таджикистан стал одной из 118 стран, подписавших декларацию об увеличении ВИЭ в три раза и удвоить меры по энергоэффективности до 2030 года. Энергоэффективность – это действительно ниша с огромным потенциалом для сбережения тепла в холодное время и экономии ресурсов.
Не менее важным есть также положение гражданского общества, которое непосредственно сталкивается с влиянием климатического кризиса. Общественные организации, работающие с сообществами должны иметь достаточно ресурсов и возможностей для своей деятельности. Это не только поможет быстрее достичь климатических целей, но и сделает их более устойчивыми, в отличии от подхода “сверху вниз”.
Беларусь
В своей речи президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул важность борьбы с изменением климата, отметив, что страна, выполняя свои обязательства по Парижскому соглашению, и даже перевыполняет план. «Мы оказываем бесценные ”экосистемные“ услуги нашему континенту, сохраняя уникальный источник кислорода – естественные болота, леса, лёгкие Европы. Развиваем зелёную атомную энергетику, минимизируя риски изменения климата. Парадоксально, но получаем в ответ санкции, ограничение доступа к технологиям” — подчеркнул Лукашенко. В заключение, президент призвал к действиям в сохранении жизни на Земле, подчеркивая, что зелёная повестка бессмысленна без уважения суверенитета и справедливости.
Зеленая сеть:
Беларусь выполняет свои обязательства, и в настоящее время выбросы в Беларуси ниже, чем у нашего ОНУВ, но основная причина – более низкие темпы роста ВВП, которые связаны с политическим кризисом, массовой эмиграцией и санкциями из-за поддержки России в войне против Украины. Таким образом, массовые репрессии, массовая эмиграция и участие в войне позволили Беларуси выполнить свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.
Кыргызстан:
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров выразил серьезную озабоченность резким повышением температуры в стране и в Центральной Азии в целом, что привело к интенсивному таянию ледников, ухудшению здоровья населения и негативному влиянию на ключевые сектора экономики. Жапаров подчеркнул важность глобального сотрудничества в решении климатических проблем, призвав поддержать инициативу Кыргызстана по устойчивому горному развитию. Он также сообщил о планах страны сократить выбросы парниковых газов, пригласив международных инвесторов вкладывать в проекты по возобновляемым источникам энергии, подчеркивая льготные условия и инвестиционную привлекательность. “Кыргызстан планирует к 2030 г. сократить выбросы на 16% от уровня выбросов по сценарию «бизнес как обычно», а при наличии международной поддержки — на 44%.” — заявил он.
Ажар Байсалова — менеджерка проектов ОО “МувГрин” (Movegreen):
“Речь президента была хорошей, подготовленной, важно отметить, что мы все являемся частью одной страны и интересы каждого важны для ее благополучия. У нас как у гражданского сектора только вопрос к тому, чтобы все процессы зеленого финансирования были прозрачными, открытыми. И у нас также есть свои внутренние страновые экономические приоритеты, они не должны противоречить этому заявлению. Также можно сказать, что позиция амбициозная, в частности по обещаниям, и если на самом деле все необходимо выполнять, то нам также надо повышать потенциал и государственных служащих, ведь без человеческих ресурсов этого не добиться. Отдельно хотелось бы сказать, что ничего не сказано про сильное гражданское общество. Президент упомянул бизнес, инвестиции, это все нужно, однако нужды и мнение гражданского сектора тоже необходимо учитывать и брать во внимание.”
Грузия
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили подчеркнул важность сохранения крупных международных усилий, призвал к сокращению глобальных выбросов в два раза к 2030 году, последовательным взносам в Фонд потерь и ущерба, а также принятию рамочной программы для достижения глобальной цели по адаптации к климату. Премьер-министр подтвердил приверженность Грузии решению климатического кризиса, выделив из государственного бюджета более 500 миллионов долларов на меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, интегрировав низкоуглеродные меры в развитие национальной инфраструктуры и поддержав цель Европы по достижению нулевых выбросов к 2050 году. “Кроме того, я рад отметить, что в Грузии до 85% электроэнергии поступает из возобновляемых источников. Однако дальнейшее увеличение доли возобновляемых источников энергии остается для нас стратегическим приоритетом, и я рад сообщить, что Грузия присоединяется к Глобальному обещанию COP28 по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности.”
Нугзар Кохреидзе – председатель совета CAN EECCA, председатель Научно-интеллектуального клуба «Диалог поколений»
“Выступление премьер министра Грузии мало чем отличалось от предыдущих его выступлений. Понятно, что Грузия как одна из уязвимых стран касательно климатических изменении нуждается в необходимой финансовой поддержке. Однако следует отметить документ, который был опубликован Европейской комиссией по оценке 12 условии на получение статуса кандидата в ЕС. К сожалению, в этом документе сказано, что Грузия по таким направлениям как окружающая среда и климатические изменения на начальных уровнях подготовки. Не высоко оценены и другие направления, такие как транспорт и энергетика. Необходимо больше внимание уделить домашним заданиям, которые под ответственностью правительства и ускорить процесс реформ для реализации более эффективной зеленой политики в стране. Это как раз абсолютно возможно внутренними усилиями правительства.”