Алия Веделих
Географическая и культурная близость принимающей страны, Азербайджана, предоставила уникальную возможность для активного участия других стран региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) в 29-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, или COP29. Благодаря этому многие государства региона смогли продвинуть свои национальные интересы и заключить многочисленные соглашения, преимущественно в двустороннем или региональном формате. Однако ограниченный переговорный опыт и недостаточные технические ресурсы не позволили большинству стран интегрироваться в общий переговорный процесс.
COP29 стал доступной платформой для стран региона ВЕКЦА, в котором преобладают развивающиеся страны с низкими финансовыми и институциональными возможностями. Представители членских организаций CAN ВЕКЦА отмечают различия в подходах национальных делегаций: одни проявили повышенную активность, которая не всегда соответствовала целям конференции, другие, напротив, оставались пассивными и не смогли продемонстрировать потенциал или определить своё место в глобальной климатической повестке.
В результате регион, несмотря на представленный спектр инициатив и укрепление сотрудничества, не смог заявить о себе как о значимом игроке в глобальных климатических переговорах, а значит — не смог отстоять интересы своего населения, уже страдающего от серъёзных климатических вызовов. Это говорит о необходимости для государств региона пересмотреть свои позиции и повысить свою видимости в климатических переговорах, особенно в контексте обновления Определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ).
Важно, чтобы процесс обновления ОНУВ сопровождался реальными возможностями для вовлечения общественности. Только совместные усилия правительства, гражданского общества и международных партнеров смогут обеспечить устойчивую и последовательную интеграцию региона в глобальную климатическую повестку и справедливый энергетический переход на местах.
Голоса из региона
Анна Богушенко, координаторка по климатической адвокации в CAN ВЕКЦА:
“На COP29, несмотря на большие надежды, процесс оказался сложным, а итоговый текст не оправдал ожиданий. Глобальные геополитические вызовы и недостаточный прогресс в финансировании климата отражают все большие разногласия между странами, особенно в условиях растущего неравенства. Заметно продолжение влияния интересов ископаемого топлива, что подорвало работу над сокращением выбросов и переходом к справедливой трансформации.
Страны региона, в основном, сосредоточились на работе в павильонах, представляя актуальные дискуссии и климатические стратегии национальных стейкхолдеров. Одновременно упуская возможность проявить себя в процессе глобальных переговоров.
Дорога к COP30 в Белене потребует новой стратегии и решительных действий для возвращения региональных амбиций в центр климатической дискуссии.”
Алексей Кокорин, делегат CAN ВЕКЦА в Policy Coordination Group:
“Вспоминая ожидания от COP29, можно заключить, что программу минимум она выполнила. Есть финансовая цель, пойдёт практическая работа рыночных механизмов. Климатический саммит состоялся и сыграл традиционную роль катализатора действий на уровне стран, компаний и организаций, которые заключили массу соглашений.
Однако «мостики» к COP30 очень слабые, а по справедливому переходу и по усилению ОНУВ их не создали: вероятно, все силы ушли на финансовую цель. Тем не менее, по дружному мнению участников COP, даже относительно скромные итоги встречи будут существенно содействовать развитию ВИЭ и других зеленых технологий, не резко, а постепенно, но неумолимо.” (читать полный анализ в выпуске #9 Pro Климат)
Джавид Гара, Экофронт, Азербайджан:
“COP29 стал разочарованием с точки зрения климатического финансирования. Обязательства оказались слишком размытыми, слишком запоздалыми и недостаточными.
Сложно говорить с точки зрения Азербайджана после такого глобального разочарования. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что COP29 приведёт к увеличению инвестиций в проекты по возобновляемым источникам энергии в Азербайджане. Также саммит в определённой степени повысит экологическую осведомленность и восприимчивость к этой проблематике как в обществе, так и среди представителей правительства.
Сразу после COP29 в стране было начато уголовное расследование против бизнеса, участвовавшего в крупнейших проектах по вырубке лесов за последние годы. Поскольку расследование ещё продолжается, делать окончательные выводы пока рано, но это явно результат кампании, которую наша организация инициировала за несколько дней до COP29. Сам факт, что начато расследование, свидетельствует о том, что правительство начинает воспринимать экологические вопросы более серьёзно, и COP29 определённо способствовал этому сдвигу в понимании.”
Наргис Косимова, ekolog.uz, Узбекистан:
“Чувствовалось, что COP29 была комфортной площадкой для участия Узбекистана. В ходе конференции наша страна выдвинула несколько инициатив, которые говорят как о понимании руководством страны климатических вызовов, так и о его лидерских амбициях в области климатических действий. Реализация хотя бы части предложенных инициатив станет значительным вкладом в устойчивое развитие всего региона.
Например, Узбекистан предложил учредить международный центр по оценке климатических потерь и ущерба, разработать под эгидой ООН декларации об обязательствах по обеспечению здоровья и экологической безопасности речных экосистем. Кроме того, страна выдвинула инициативу создания на её территории двух институций: регионального банка генетических ресурсов для повышения климатической устойчивости растений и инновационного агропромышленного хаба ООН для государств, не имеющих выхода к морю. Также Узбекистан предложил учредить альянс столиц мира для трансфера передовых знаний и практик в области климатически устойчивого развития мегаполисов и городов, и провести его первый форум в Ташкенте.”
Юрий Скочилов, Молодёжный экологический центр, Таджикистан:
“Для Таджикистана СОР29 сыграл важную роль в плане укрепления международного политического диалога и сотрудничества по вопросам сохранения ледников. Ранее, по инициативе нашей республики Генеральная Ассамблея ООН объявила 2025 год Международным годом сохранения ледников, в мае 2025 года Таджикистан планирует провести международную конференцию высокого уровня по сохранению ледников. Ожидается, что, помимо первых лиц, она соберёт ведущих экспертов со всего мира, которые будут искать пути решения этой глобальной проблемы, напрямую затрагивающей нашу страну и наш регион.
На COP29 страны Центрально-Азиатского региона в очередной раз показали сплочённость, что в частности касалось сотрудничества по внедрению зелёных технологий, улучшению прозрачности климатических действий и региональной координации. Я, как и другие активисты из стран региона, отметили бóльшую открытость государства к сотрудничеству с гражданским обществом. Возможно, COP29 открыл новую веху в климатическом сотрудничестве в нашем регионе.”
Тимур Идрисов, Маленькая Земля, Таджикистан:
“Таджикистану как особо уязвимой изменению климата стране важно видеть более амбициозные цели сокращения выбросов парниковых газов со стороны основных стран–эмиттеров, а также расширение технической и финансовой помощи, которые соответствуют потребностям нуждающихся стран. Вполне ожидаемо, что наша страна использовала COP29 в качестве площадки для поиска партнеров и привлечения новых инвестиций на адаптацию.
В частности, республика намерена получить выгоды от участия в новой программе Азиатского банка развития «Glaciers to Farms», которая предусматривает мобилизацию до $3,5 млрд для поддержки устойчивого водопользования и продовольственной безопасности, а также для защиты уязвимого населения. Другие потенциальные возможности для страны представляют Многосторонний целевой фонд Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) и Ускоренное партнерство в области возобновляемой энергетики в Центральной Азии (APRECA). О запуске инициатив было объявлено на COP29.”
Анонимно из Беларуси:
“Второй год подряд в делегации Беларуси на Конференции сторон участвовал глава государства. В каком-то смысле это стало возможным благодаря месту проведения в «дружественных» странах. Ранее на данных переговорах Беларусь была представлена считанным количеством сотрудников структур Минприроды, что явно не способствовало полноценному включению в международную климатическую повестку.
На фоне санкций и замораживания сотрудничества с Евросоюзом финансирование проектов технической помощи по климату практически прекратилось. Большинство организаций гражданского общества были ликвидированы, в том числе и те, что работали по климату. Продолжается только сотрудничество с РФ и странами ЕАЭС на уровне госструктур: метеослужбы, министерства, научные институты.
В текущих условиях Беларусь не проявляет активной позиции в международных переговорах по климату, не стремится оказывать помощь развивающимся странам или брать на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов. Пока не разработан национальный план адаптации к последствиям изменения климата, хоть жители всё больше ощущают их на себе. В текущих условиях Беларуси для противодействия изменению климата не хватает ни ресурсов, ни компетенций.”
Владимир Сливяк, Экозащита!, Россия:
“Прорывных решений COP29 не принёс, о каком-то значительном прогрессе говорить оснований нет. Зато есть хорошая причина предупредить, что климатические переговоры ООН не должны больше проходить в нефтяных диктатурах, потому что нет шансов на успех. Изменение климата не просто уже здесь, его темпы ускоряются из года в год с новыми и более интенсивными пожарами, наводнениями, ураганами, засухами и т. д.
Переговоры ООН не должны становиться подиумом для диктаторов. Они точно не должны проходить под аккомпанемент нефтегазовых сделок и арестов тех, кто борется за права человека и климат. Ситуация настолько всех достала, что ряд очень известных экспертов и бывших чиновников, включая бывшего генсека ООН Пан Ги Муна и бывшего климатического генсека Кристиану Фигерес, подписали письмо с призывом реформировать правила отбора стран для проведения переговоров.” (читать отзыв полностью в The Moscow Times).