На конференции COP29 в Баку, где страны собираются, чтобы продвигаться в глобальной борьбе с изменением климата, Россия отличилась по совершенно противоположным причинам. Сегодня Climate Action Network присудила России антипремию «Ископаемое дня», освещая ее роль в препятствовании целям Парижского соглашения и задержке глобального перехода от ископаемого топлива.
Продвижение ископаемого топлива
Вместо того чтобы поддержать переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), Россия использовала COP29 для заключения новых сделок по ископаемому топливу. На двусторонней встрече между Азербайджаном и Россией обсуждалось расширение сотрудничества в области нефти и газа, что бросает тень на цель саммита. В своем павильоне Россия открыто продвигает ископаемое топливо, называя ископаемый газ «последним топливом для человечества» и продвигая ядерную энергию как «самую чистую энергию в мире».
Россия направила на COP29 рекордное количество делегатов — 900 человек, удвоив свою делегацию с COP28. В эту группу вошли высокопоставленные руководители энергетических компаний, активно выступающие за ископаемое топливо во время конференции. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что 85% энергии в России является «чистой», однако эта цифра в значительной степени зависит от газа и атомной энергии, которые далеки от устойчивых решений.
Пустые обещания и манипулирование показателями
Обещание России достичь углеродной нейтральности к 2060 году — на 20 лет позже, чем поставленная Генеральным секретарем ООН цель, — не имеет реалистичной дорожной карты. Вместо того чтобы предпринимать реальные действия по сокращению выбросов парниковых газов, Россия манипулирует своими расчетами. Введя новые коэффициенты для пересчета выбросов, страна утверждает, что сократила выбросы в 2021 году с 1,7 млрд тонн CO₂ до 0,8 млрд тонн, не выполнив при этом никаких реальных сокращений.
Расширение рынков угля
В то время как весь мир стремится постепенно отказаться от ископаемого топлива, энергетическая стратегия России направлена на обратное. Страна планирует увеличить экспорт угля до 350 миллионов тонн к 2050 году и активно ищет новые рынки для экспорта ископаемого топлива. Эти планы не только противоречат глобальным климатическим целям, но и усиливают зависимость России от загрязняющих окружающую среду источников энергии.
Прибыль важнее мер по защите климата
Россия исторически является третьим по величине эмитентом парниковых газов и заработала $787 млрд на экспорте ископаемого топлива только за время своего полномасштабного вторжения в Украину. Несмотря на это, она не внесла существенного вклада в международное финансирование климатических программ. Даже выделяя рекордные $140 млрд на военные расходы в 2025 году, Россия заявляет, что у нее нет ресурсов для участия в Новой коллективной количественной цели по финансированию климатический действий.
Разрушая природу войной
Полномасштабная война России в Украине усугубляет климатический кризис. За два года выбросы парниковых газов в результате вторжения превысили годовой объем выбросов Нидерландов, достигнув 175 миллионов тонн CO₂-эквивалента. Разрушения, вызванные вторжением, подчеркивают экологические последствия войны, однако Россия продолжает отдавать приоритет милитаризации, а не выполнению своих климатических обязательств.
Подавление гражданского общества
Помимо экологических нарушений, Россия активно подавляет гражданское общество и экологический активизм. Она преследует и заключает в тюрьму активистов, выступающих против ее разрушительной политики, не допуская никаких препятствий на пути реализации своих пагубных планов.
Призыв к подотчетности
Продвигая ископаемое топливо, препятствуя углеродной нейтральности, манипулируя данными о выбросах и подрывая международные гуманитарные усилия, действия России противоречат духу COP29. Решение климатического кризиса требует подотчетности, прозрачности и непоколебимой приверженности глобальной солидарности — ценности, которыми Россия последовательно пренебрегает.