Мировые лидеры и дипломаты представили борьбу с глобальным потеплением как битву за выживание человечества во время вступительных речей на климатическом саммите COP27 в Египте в понедельник.
Глава ООН Антониу Гутерриш заявил, что из-за отсутствия прогресса мир катится по «шоссе в ад». «У человечества есть выбор: сотрудничать или погибнуть», — сказал Гуттериш. Генеральный секретарь ООН призвал ускорить переход от ископаемого топлива и улучшить финансирование более бедных стран, борющихся с уже имевшими место климатическими воздействиями.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что, хотя мир отвлечен чередой глобальных кризисов, важно не жертвовать национальными обязательствами по борьбе с изменением климата.
«Мы не пожертвуем нашими обязательствами в отношении климата из-за российской угрозы с точки зрения энергетики, — сказал Макрон, — поэтому все страны должны продолжать выполнять все свои обязательства».
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак заявил, что война стала поводом для ускорения усилий по отказу мира от ископаемого топлива.
«Климатическая безопасность идет рука об руку с энергетической безопасностью, отвратительная война Путина в Украине и рост цен на энергоносители во всем мире — это не причина медлить с изменением климата. Это причина действовать быстрее», — сказал он.
COP является очень важной платформой для 11 стран региона ВЕКЦА, где они могут заявить о своих планах в отношении климатической политики и напомнить миру об их уязвимости перед климатическим кризисом.
Мы внимательно следили за саммитом лидеров и хотим поделиться с вами его основными моментами.
Украина
Президент Украины Владимир Зеленский заявил мировым лидерам, что они не смогут справиться с климатическим кризисом, если не прекратится вторжение России в его страну. «Без мира не может быть эффективной климатической политики», — сказал он в видеообращении на саммите ООН по климату СОР 27 в Египте. «Война с Россией привела к энергетическому кризису, который вынудил десятки стран возобновить выработку электроэнергии на угле, чтобы снизить цены на энергию для своего населения, снизить цены, которые шокирующим образом растут из-за преднамеренных действий России».
Ольга Бойко, координаторка сети CAN ВЕКЦА, экспертка по нетворкингу Ecoaction, Украина:
“Украина приехала на COP27 с очень амбициозными целями. Мы ведем несколько сражений одновременно — боремся за существование, за повседневное снабжение энергией и за то, чтобы климатические обязательства были воплощены в будущем зеленом восстановлении. В своем выступлении Зеленский упомянул об инициативе, которую Украина выдвинула на эту СОР — оценке влияния военной промышленности на климат. Это могло бы стать началом обращения к большому страшному слону в комнате, и я приветствую лидерство Украины в этом вопросе. Между тем, говоря о долгосрочных климатических обязательствах Украины, мы должны быть уверены, что не запутаемся в ложных решениях, таких как атомная энергетика, которая отвлечет огромное количество денег и времени от развития возобновляемых источников энергии”.
Казахстан
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов напомнил о стремлении стран стать климатически нейтральными до 2060 года. Для этого до конца текущего года Казахстан планирует принять Стратегию низкоуглеродного развития. В настоящее время зеленая энергия составляет всего 3% энергоснабжения страны. Планируемая цель к 2030 году – 15% зеленой энергии. Казахстан также планирует войти в десятку крупнейших экспортеров водорода. А также разрешить добычу важных металлов на своей территории.
Людмила Петрова, общественное объединение “Ангел”, Казахстан:
“В своем выступлении Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов подчеркнул, что до конца текущего года в Казахстане будет принята Стратегия низкоуглеродного развития. Также озвучил смелое предложение выступить в качестве регионального центра развития ВИЭ. Но возникают некоторые вопросы, насколько эта стратегия качественно разработана? Будет ли действующий рабочий документ, или же так и останется очередной формальностью? Будет ли широко обсуждаться с общественностью? Чтобы стать региональным центром развития ВИЭ, недостаточно создать один демонстрационный показательный высокозатратный проект. Нужны конкретные и адресные действия — поддержка для ВИЭ, замена угля, водосбережение и др”.
Грузия
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили сказал: “85% нашей электроэнергии поступает из возобновляемых источников, и дальнейшее увеличение доли возобновляемой энергии является стратегическим приоритетом для страны”. Он также упомянул, что Грузия в рамках своей Долгосрочной стратегии развития с низким уровнем выбросов намерена достичь углеродной нейтральности к 2050 году за счет объединения национальных усилий и международной поддержки.
Давид Сидамонидзе, международный координатор организации «Друзья Земли», Грузия:
«85% энергии действительно является возобновляемой, но к сожалению, это в основном гидроэнергия, которая становится менее эффективной из-за изменения климата. Запасов воды мало и ледники тают. Кроме того, крупные гидроэлектростанции наносят ущерб биоразнообразию и среде обитания местных сообществ. Поэтому больше внимания следует уделять солнечной, геотермальной и ветровой энергии, которая должна сопровождаться энергоэффективностью. Но где они? С момента обретения независимости от Советского Союза было реализовано несколько проектов по моделированию, доказавших эффективность ветровой и солнечной энергии в Грузии. Но все же наибольшее внимание уделяется гидроэнергетике, что всегда вызывает массовые протесты гражданского общества и местных сообществ. Грузия приняла множество международных соглашений и подготовила множество сопроводительных документов, в том числе NDC, но гражданское общество считает это менее амбициозным. Необходимы дополнительные практические действия для полного выполнения глобальных задач. Грузия должна увеличить свои амбиции, поскольку премьер-министр также отметил, что сейчас не время говорить об изменении климата, пора действовать. Поэтому больше действий, больше международной технической поддержки удовлетворит этот процесс».
Армения
Президент Армении Ваагн Хачатурян выступил с речью в которой сказал: «В нашей стране зафиксировано повышение средней температуры на 1,3 градуса и снижение количества осадков на 9%, что делает ее одной из самых уязвимых стран к изменению климата». Он добавил: «Мы хорошо знаем о негативном влиянии войн на экосистемы. Несмотря на существующие в Армении вызовы, повестка дня по изменению климата остается приоритетом для нашего правительства. В частности, устойчивость к изменению климата и низкоуглеродное развитие». Президент Хачатурян также упомянул о планах Армении продолжить развитие атомной энергетики.
Члены нашей сети, глава общественной организации «Хазер» Амалия Амбарцумян упомянула о приеме, который использует армянский ОНУВ: «Если не отметить, в отношении выбросов какого года указан номер, то слушателю или читателю естественно может сложиться впечатление, что цель очень амбициозна по отношению к текущим выбросам. Фактически ОНУВ Армении предусматривает «снижение выбросов парниковых газов на 40 процентов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года», что означает не что иное, как увеличение выбросов на 50% по сравнению с текущими выбросами (в 1990 году выбросы из Армении были 25 млн т, а текущие около 10 млн т в год)».
Таджикистан
Эмомали Рахмон, президент Таджикистана, напомнил, что страна в основном на 93% состоит из гор и поэтому очень уязвима к изменению климата. Более 98% энергии в Таджикистане вырабатывается за счет гидроэнергетики. Ледники, в том числе быстро тающие в Кыргызстане, играют ключевую роль в водоустойчивости страны. Рахмон предложил объявить 2025 год Международным годом охраны ледников.
Тимур Идирисов, НПО “Маленькая Земля Таджикистана”:
“Таджикистан действительно является страной с низким уровнем выбросов парниковых газов – на республику приходится 0,03% от общемирового объема выбросов (по данным Climate Watch за 2018 г.). В тоже время выбросы парниковых газов в стране постепенно растут. Уверены, что Таджикистан способен внести более существенный вклад в сокращение выбросов. Считаем, что для этого властям необходимо уделять особое внимание программам по повышению энергоэффективности и энергосбережению, и развитию альтернативных источников энергии, в частности, солнечной энергетики. Учитывая растущие риски, Таджикистану также важно существенно усилить меры по адаптации ключевых секторов экономики и наиболее уязвимых местных сообществ к последствиям изменению климата. Для этого особо важно сохранять и восстанавливать естественные экосистемы, признавая их первостепенную роль в поддержании климатической стабильности и благосостояния жителей республики. Хотим также подчеркнуть, что климатическая политика в Таджикистане должна строится на принципах инклюзивности и прозрачности для повышения доверия, устойчивости и надежности принимаемых решений”.