Авторки: Анна Богушенко, Алия Веделих
22 сентября 2024 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Пакт будущего, который Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал свершением, «ускоряющим достижение Целей устойчивого развития и Парижского соглашения, акселерирующим справедливый переход от ископаемого топлива и обеспечивающим мирное и пригодное для жизни будущее для всех на нашей планете». В рамках пакта главы государств взяли на себя 56 обязательств, направленных на защиту интересов нынешних и будущих поколений перед лицом изменения климата и других кризисов и конфликтов, охвативших весь мир.
Пакт приняли без голосования в начале двухдневного Саммита будущего, после девяти месяцев переговоров по проекту документа.
Ирина Понедельник, член правления CAN ВЕКЦА и гражданская активистка из Беларуси, прокомментировала:
«От имени гражданского общества в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии я приветствую принятие этого пакта. Мы рады, что девять месяцев усилий представителей правительств, исследователей и активистов, которые работали над этим документом с разных сторон, оправдали себя. Приятно видеть, как страны берут на себя обязательства.
Особенно радует, что целая глава посвящена роли молодёжи и детей, признавая их агентами изменений. Участие молодёжи критически важно в борьбе с изменением климата, и именно на этом CAN ВЕКЦА фокусирует свою работу в нашем регионе. Здесь важно не путать: Пакт будущего не заменяет Повестку дня 2030 и Цели устойчивого развития (ЦУР); скорее, он напоминает нам, что 2030 год быстро приближается, и нам нужно ускориться в достижении ЦУР. Пакт даёт правительствам ещё одну причину вернуться к Повестке 2030 и продвинуться вперёд в её выполнении».
Несмотря на то что пакт представлен как «самое всеобъемлющее международное соглашение за последние годы, охватывающее совершенно новые области, а также вопросы, по которым десятилетиями не удавалось достичь согласия», в отношении изменения климата он повторяет ту же слабую риторику, что и на прошлогодней климатической конференции ООН в Дубае COP28. Из 56 заявленных действий пакта только два касаются климата: усиление мер по борьбе с изменением климата и ускорение реформ международной финансовой архитектуры для решения этой неотложной проблемы.
Более того, вместо срочного отказа от ископаемого топлива документ лишь предлагает «переход от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом», что, в нашем понимании, подразумевает постепенное сокращение использования ископаемого топлива. Этого недостаточно для решения климатического кризиса.
Цитата из Пакта будущего (неофициальный перевод CAN ВЕКЦА):
Действие 9: Мы усилим наши действия по борьбе с изменением климата.
28: Мы глубоко обеспокоены текущими медленными темпами прогресса в решении проблемы изменения климата. Мы также глубоко обеспокоены продолжающимся ростом выбросов парниковых газов и признаем важность внедрения и поддержки мер для развивающихся стран. Увеличение частоты, интенсивности и масштаба негативных последствий изменения климата, в частности для развивающихся стран и особенно для самых уязвимых, вызывает тревогу. В стремлении к достижению целей Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения мы вновь подчёркиваем важность ускорения действий в этом критическом десятилетии, основываясь на лучших доступных научных данных, с учётом справедливости и принципа общих, но дифференцированных обязательств и соответствующих возможностей, принимая во внимание различные национальные условия и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению бедности.
Конец цитаты.
Термин «переходные виды топлива» в Действии 9 пакта («(d) Признаём, что переходные виды топлива могут играть роль в содействии энергетическому переходу, при этом обеспечивая энергетическую безопасность») вызывает особое беспокойство. Инвестиции в инфраструктуру для таких видов топлива могут привести к дальнейшей зависимости от ископаемого топлива, задерживая справедливый переход к энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии.
Ольга Бойко, координаторка CAN ВЕКЦА, пояснила:
«Пакт ООН о будущем мог бы стать пробуждающим призывом для мировых лидеров. Вместо этого он подтвердил уже существующие обязательства и включил некоторые спорные заявления о так называемых «переходных видах топлива». Климатический кризис развивается с беспрецедентной жестокостью, подпитываемой углем, газом, нефтью и авторитарными решениями. На COP29 мы должны увидеть гораздо более смелые формулировки, которые должны привести к еще более смелым действиям со стороны мировых лидеров».
Самым новаторским аспектом пакта в отношении климатических действий, по-видимому, является намерение прекратить субсидирование ископаемого топлива, изложенное в том же обязательстве пакта («(c) … как можно более скорое прекращение неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые не решают проблемы энергетической бедности или справедливого перехода»). Это особенно актуально для региона ВЕКЦА, где шесть стран входят в топ-25 стран мира по доле ВВП, выделяемой на субсидии ископаемого топлива. Такие субсидии не способствуют справедливому переходу сообществ, которые в настоящее время зависят от этих видов топлива.
Цитата из Пакта будущего (неофициальный перевод CAN ВЕКЦА):
Действие 52: Мы ускорим реформу международной финансовой архитектуры, чтобы она могла ответить на неотложный вызов изменения климата.
80: Изменение климата и утрата биоразнообразия усугубляют многие проблемы, с которыми сталкивается международная финансовая архитектура, и могут подорвать прогресс в достижении Целей устойчивого развития. Развивающиеся страны должны иметь доступ к финансированию для достижения своих взаимосвязанных целей по достижению устойчивого развития, включая искоренение бедности, содействие устойчивому, инклюзивному и стойкому экономическому росту и борьбу с изменением климата. Инвестиции в устойчивое развитие и борьбу с изменением климата необходимы. Международная финансовая архитектура должна продолжать направлять и увеличивать дополнительное финансирование как на устойчивое развитие, так и на борьбу с изменением климата. Развивающиеся страны сталкиваются с растущими потребностями в финансировании, особенно те, которые особенно уязвимы перед негативными последствиями изменения климата, что приводит к растущему спросу на финансирование.
Конец цитаты.
Разочаровывает тот факт, что в плане реагирования на изменение климата этот пакт отражает уже существующие глобальные климатические планы и декларации. Подчёркивая недостаточность текущих совместных действий по сдерживанию роста глобальных температур, он усиливает те же неэффективные нарративы, которые ранее не привели к значительным изменениям.