На фоне климатического кризиса, рекордных температур и растущей напряженности между странами COP29 в Баку стала одной из самых сложных конференций в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Главными темами стали финансовые обязательства, сокращение выбросов и достижение климатической справедливости для наиболее уязвимых стран. Однако, несмотря на ряд ожиданий, конференция оставила больше вопросов, чем ответов.
Геополитические вызовы
COP29 проходила в условиях геополитической нестабильности. Войны в Украине и на Ближнем Востоке, а также растущая напряженность между развитыми странами повлияли на способность правительств договариваться о совместных действиях. Большая часть внимания была сосредоточена на энергетической безопасности, смещая акцент с перехода на возобновляемые источники энергии на удовлетворение краткосрочных потребностей в нефти и газе.
Финансовые обязательства: недостаточный прогресс
Финансовая цель, согласованная на COP29, вызвала много споров. В итоге была установлена минимальная сумма в 300 миллиардов долларов в год до 2035 года. Лишь часть этой суммы будет выделяться из государственных бюджетов развитых стран в виде грантов. Остальные средства могут поступать из частных инвестиций, кредитов и других источников, включая двустороннее и многостороннее финансирование. Такой подход беспокоит развивающиеся страны, так как на гранты, которые являются наименее обременительными для их экономики, приходится лишь небольшая доля финансирования.
Это означает, что кредиты будут по-прежнему считаться климатическим финансированием и частными инвестициями. Это создает дополнительное долговое бремя для менее развитых стран, которые и так тратят значительную часть своих бюджетов на адаптацию к изменению климата. Например, африканские страны ежегодно теряют до 5 % своего ВВП из-за экстремальных погодных условий.
Отсутствие прогресса в сокращении выбросов
Рабочая программа по снижению выбросов провалилась. Эта тема стала одной из самых чувствительных на COP29. Страны с высокими доходами от продажи нефти и газа заблокировали включение в проект текста ключевых выводов прошлогоднего Глобального инвентаризационного обзора, аргументируя это тем, что они не имеют отношения к программе сокращения выбросов. В результате такие важные положения, как переход от ископаемого топлива, не могли быть подтверждены. К концу двух недель из преамбулы были удалены даже упоминания о 2023 годе как самом жарком в истории и цели ограничить потепление до 1,5°C.
Это представляет собой серьезную угрозу: без достаточных действий по сокращению выбросов в этом десятилетии цель в 1,5°C будет недостижима, а затраты на адаптацию, потери и ущерб будут расти с каждым дополнительным градусом потепления.
Вопросы адаптации
В рамках Глобальной цели по адаптации были согласованы новые показатели, которых ранее насчитывалось более 7000, но теперь их количество сократилось до 100. Эти показатели должны быть глобально применимыми и адаптируемыми к национальным условиям. Дальнейшая работа будет направлена на уточнение их содержания.
Интересным итогом COP29 стало создание в Баку Диалога по адаптации на высоком уровне, который будет проведен в кулуарах следующей COP. Этот диалог направлен на поиск путей реализации Рамочного соглашения ОАЭ о глобальной климатической устойчивости. Хотя это может помочь повысить приоритет адаптации на будущих переговорах, эффективность этого механизма еще предстоит увидеть.
Статья 6 и риски
Статья 6 Парижского соглашения устанавливает правила международного рынка углеродных кредитов. Она состоит из двух ключевых механизмов: Статья 6.2 регулирует сотрудничество между странами через двусторонние и многосторонние соглашения, а Статья 6.4 создает централизованный международный рынок углеродных кредитов.
На COP29 большинство правил для этих рынков были доработаны, но остаются значительные пробелы. В частности, есть серьезные опасения по поводу эффективности механизмов проверки, которые должны предотвратить двойной учет и чрезмерную продажу кредитов. Если эти системы не будут работать должным образом, то риск двойного счета станет реальностью.
Кроме того, не установлены ограничения на использование лесных офсетов, которые не являются постоянными. Выбросы от ископаемого топлива, которые остаются в атмосфере в течение сотен лет, не должны компенсироваться только за счет естественных поглотителей, таких как леса.
Дополнительной проблемой стало то, что некоторые правила Статьи 6 были приняты в начале COP29 без должного обсуждения, чтобы показать быстрый прогресс. Это создает прецедент для будущих решений, который может навредить прозрачности и качеству климатической политики.
Что дальше
COP29 стала еще одним примером того, как краткосрочные национальные интересы берут верх над глобальными долгосрочными целями. Отсутствие прогресса в сокращении выбросов и нехватка амбициозного финансирования подрывают достижение климатических целей.
По мере приближения COP30 в Бразилии страны должны переосмыслить свои обязательства. Важно будет представить к февралю 2025 года новые Определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ), которые должны соответствовать цели ограничения потепления на уровне до 1,5°C.
Гражданское общество и страны Глобального Юга будут играть ключевую роль в повышении амбиций. Однако без значительного увеличения финансирования и четких обязательств по сокращению выбросов шансы на достижение климатических целей остаются минимальными.