Лидеры всех стран мира прибыли на переговоры ООН по климату в Катовице с предписанием поддержать Парижское соглашение и отреагировать на ситуацию с чрезвычайным климатическим кризисом. В отчете МГЭИК про 1.5C градуса потепления на планете четко указано, что каждая десятая степень потепления имеет значение, и мы должны действовать сейчас, чтобы сократить выбросы в два раза в течение следующих 12 лет.
Но последние две недели правительства не проявили политическую волю, чтобы справиться с неотложностью климатического кризиса, о котором сообщают последние научные исследования.
Никого не удивило, что такие страны, как Соединенные Штаты и Саудовская Аравия стремились регулярно нарушать переговорный процесс, но слишком многие страны оказались не готовы к укреплению международных климатических договоренностей и решили остаться в стороне. Страны должны понимать вес своих решений и признать отсутствие своего лидерства при поддержке наиболее уязвимых стран, которые взяли на себя наиболее сильные обязательства по достижению климатических целей к 2020 году.
Доминирующее присутствие индустрии ископаемого топлива в сочетании со слабым польским председательством омрачило эти переговоры.
Предполагалось, что в Катовице правительства разработают надежные правила для Парижского соглашения по активизации действий в области климата, примут решение об усилении климатических целей к 2020 году, обеспечат адекватное финансирование и поддержку для осуществления своих целей в Парижском соглашении (NDC).
Страны договорились о всеобъемлющем своде правил, который поможет ввести в действие Парижское соглашение, несмотря на то, что ему не удалось установить какие-либо правила для углеродных рынков после 2020 года. Что касается прозрачности, руководства для NDC и отчетности, была создана прочная основа, которая гарантирует, что стороны будут нести ответственность за свои обязательства. Для Глобальных Итогов (Global Stocktake) была создана надежная основа, учитывающая справедливость и наилучшие имеющиеся научные данные. Структура для углеродных рынков оказались слишком спорным вопросом, поэтому так и не смогла осесть в соглашении. Даже самые основные и существенные требования к отчетности не были согласованы, например, такое как избежание двойного учета сокращения выбросов. Это привело к отсрочке всего набора правил, связанных со статьей 6 до COP25.
В то время как эти переговоры стали достаточно успешными по взносам в Зеленый Климатический Фонд (ЗКФ), Фонд Наименее Развитых Стран и впервые взносы в Адаптационный Фонд превысили 100 миллионов долларов — этого не достаточно. Богатые страны должны значительно увеличить климатическое финансирование, чтобы помочь развивающимся странам в реализации национальных климатических планов. Нехватка адекватного финансирования большинства стран продолжает подрывать доверие участников переговоров. Процесс пополнения ЗКФ в 2019 году должен стать соревнованием “кто больше”, чтобы страны последовали примеру Германии и, по крайней мере, удвоили свои текущие обязательства. Развитые страны также должны предоставить 100 миллиардов долларов в ближайшие два года по правилам Парижского соглашения, но по-прежнему это происходит только на волонтерской основе.
«В Катовице Япония и европейские страны показали, что вопреки позиции США, продолжат масштабное финансирование Зеленого климатического фонда. Германия и Япония заявили о выделении фонду по 1,5 млрд. долларов на 4 года, к ним присоединились Норвегия, Франция, Финляндия, что уже гарантирует его активную работу в 2020-2023 гг. Россия тоже объявила о внесении средств в этот фонд и в поддержку деятельности Межправительственной группы экспертов по изменению климата – IPCC» — комментирует участник конференции директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.
За пределами переговорной вселенной находится реальный мир, в котором тысячи детей бойкотируют школу, требуя климатических действий, люди выступают против ископаемого лобби, рискуют быть арестованными и останавливают транспортное сообщение в городах, а фермеры маршируют против усиливающихся последствий изменения климата.
Текущие коллективные климатические цели стран ставят нас на путь потепления в 3°C, но люди отказываются принимать статус-кво, в котором наше будущее и будущее других видов превращаются в тлеющую кучу пепла.
COP24 был тестом на многосторонние климатические усилия, который страны прошли с большим трудом.
Страны подтвердили свое решение представить национальные обязательства по климату к 2020 году, но теперь делегаты должны вернуться в свои столицы и начать внутренние процессы для усиления этих целей к 2020 году. Только так мы сможешь удержать рост температуры на уровне 1,5°C. Они должны представить эти обязательства на Саммите Генерального секретаря ООН в 2019 году. Грузия и Украина уже заявили о пересмотре своих целей.
Арест, задержание и депортация наблюдателей, участвующих в COP24 польскими властями, показывает, как активно подавляются голоса гражданского общества, и люди не могут выполнять свою работу по борьбе с изменением климата. ООН несет ответственность за то, чтобы это никогда не повторилось, и в принимающих странах были разработаны руководящие принципы проведения международных конференций.
Ирина Ставчук, координатор CAN ВЕКЦА и исполнительный директор Центра Экологических Инициатив “Экодия”, которой, несмотря на огромный опыт работы в роли наблюдателя ООН от общественности, также отказали во въезде в страну, прокомментировала:
«Я участвую в международных климатических переговорах с 2006 года как представитель общественности и несколько раз как член правительственной делегации без единых нарушений. Поэтому факт запрета въезда в Польшу мне и еще 8 коллегам из украинских экологических организаций именно на период проведения конференции по климату расцениваю исключительно как препятствие в нашей климатоохранной работе. Правительство Польши должно усиливать свою борьбу с изменением климата и зависимостью от угля, а не бороться с экологическими активистами».
Чили, в качестве следующего Председателя переговоров, должна продемонстрировать реальную приверженность и немедленно ратифицировать и подписать региональное соглашение о доступе к информации, участии общественности и правосудии по вопросам, касающимся окружающей среды, известное как Соглашение Эскасу.
Света Романко, региональный координатор организации 350.org в регионе ВЕКЦА:
“COP24 показал, что политическая воля и амбиции по NDC многих стран, а также их преданность ископаемому топливу совершенно не отвечают как требованиям гражданского общества, так и отчету IPCC про удержание глобального потепления на уровне 1,5 градусов. Также под угрозой оказались права человека на доступ к экологической информации и участие в принятии решений. Одна из наших главных целей — убедиться, что 12 мирных наблюдателей от общественности из региона ВЕКЦА будут защищены и восстановлены в своих правах, их данные изъяты из SIS и тайных списков “угрозы нацбезопасности”, а РКИК ООН потребует реальной ответственности от стран, принимающих переговоры. Но есть и успехи, Украина пересмотрит NDC в следующем году, более 1000 институтов мира заявили о дивестициях из ископаемого топлива, а переход на возобновляемую энергию в городах ВЕКЦА должен ускориться и стать основной целью национальных политик.”
Екатерина Успенская, эксперт Климатического секретариата Российского социально-экологического союза
“Несмотря на выводы специального доклада МГЭИК о 1,5 градусах и призывы общественности, странам не удалось значительно усилить свои обязательства в области снижения выбросов и климатического финансирования. Нельзя не приветствовать одобрения “Свода правил” Парижского соглашения, но очевидно, что его придется еще очень серьезно дорабатывать. Многие страны заявляют, что прогресс идет своим чередом, но это именно оправдание статуса-кво, базового сценария. В текущих условиях необходимы действительно срочные, серьезные, беспрецедентные меры со стороны всех стран, особенно самых крупных эмитентов парниковых газов. Климатическому саммиту в Чили на следующий год, а также промежуточным сессиям РКИК ООН, предстоит огромная работа по завершению создания солидной базы климатического режима Парижского соглашения. Хочется надеяться, что это будет происходить с учетом принципа справедливости, исторической ответственности стран за выбросы ПГ, и что доступу наблюдателей к переговорам не будет оказано никакого противодействия.”
Мария Фалолеева, председатель Международного Общественного Объединения «ЭКОПРОЕКТ», эксперт национальной делегации Беларуси:
“Учитывая то, что наши действия ведут нас за пределы цели 1.5С, воздействия изменений климата растут, а каждый «шаг» повышения температуры на +0.5С означает увеличение этих воздействий в несколько раз, все больше внимания уделяется адаптации к изменениям климата. Если раньше адаптация рассматривалась скорее как дополнительный элемент к основной теме климатических переговоров — сокращению выбросов, то теперь значение соглашений по адаптации растет, в том числе в сфере отчетности, программ поддержки и распределения средств. В Катовице приняты основные элементы отчетности стран по адаптации. Несмотря на то, что формат отчетов носит гибкий характер и страны сами во многом могут определять как и в какой форме отчитываться, рекомендованные правила позволяют задать общие рамки, термины и направления работы на национальном уровне. Для стран нашего региона, где систематическая работа по адаптации только начинается, это важно. Важно также понимать, что даже потенциальные положительные эффекты (например, возможное повышение урожайности в некоторых регионах), не реализуются «сами по себе», а потребуют существенных дополнительных мер. В любом случае, изменения климата потребуют адаптации экономики и социальной сферы и, как показывают экономические исследования, чем раньше начнется этот процесс, тем меньше будут и потери, и стоимость мероприятий.”
Нугзар Кохреидзе, председатель Научно-интеллектуального клуба «Диалог поколений» (Грузия):
“Очень жаль, что климатические переговоры в Катовице завершились без конкретных необходимых результатов для человечества, находящегося перед все повышающейся угрозой климатических изменений. Хотя начало переговоров предвещало подобное развитие событий: это позиции США и Саудовской Аравии, необъяснимое поведение пограничной службы Польши, которая не допустила на переговоры 12 мирных представителей общественности ряда стран, в том числе и меня. Поэтому я требую, чтобы Польское правительство восстановило нас в своих правах, и наши данные были изъяты из SIS и тайных списков “угрозы нацбезопасности”. Сейчас, в реальности, которую мы имеем необходимо увеличить работу в странах участниках переговорного процесса, повысить ответственность и мобилизовать общество, чтобы они более ярко выразили свой запрос перед правительствами. Решения нужны сегодня и необходимо усилить работу на местах для более больших результатов.”
Амбарцумян Амалия, Руководитель экологической и культурной организации «Хазер» (Армения):
“Межправительственные переговоры в Катовице еще раз наглядно продемонстрировали недостаточность усилий на государственном и межгосударственном уровне для сдерживания изменения климата на приемлемом уровне, как отмечено в ст. 2 Конвенции РКИК ООН. Все больше напрашивается альтернативный подход, при котором реально и мотивированно заинтересованный гражданский сектор начнет выдвигаться в более активную позицию. Поэтому следует укрепить и развивать негосударственную платформу (субгосударственную), в том числе внедрением достаточных финансовых и технологических механизмов на уровне общин и других местных сообществ.”
Илья Еременко, председатель Украинской Климатической Сети:
«Несмотря на прошедшие три года с момента принятия Парижского соглашения, в Катовице страны так и не смогли принять решений, которые гарантировали бы удержание глобальной температуры в пределах 1,5 градуса. Сидя сложа руки ждать решений на глобальном уровне нельзя: города, предприятия и простые люди должны начать действовать сейчас: сокращать выбросы и готовить к адаптации к последствиям.”
ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО МИРУ ИЛИ ПО РЕГИОНУ ОБРАЩАТЬСЯ:
Шауро Татьяна, коммуникационный менеджер в регионе ВЕКЦА, CAN International
tshauro@climatenetwork.org +79296458435