Одной из первых о своих планах по NDC на мероприятиях в рамках Климатической конференции РКИК ООН начала говорить Грузия. Полтора года назад страна присоединилась к NDC Partnership – объединению, страны-члены которого подтверждают свою приверженность амбициозному осуществлению национальных обязательств в рамках Парижского соглашения и целей устойчивого развития до 2030 года. Одним из первых из стран ВЕКЦА и первым на Кавказе грузинский Кутаиси объявил о переходе на 100% ВИЭ.
Коалиция неправительственных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной акции, вдохновляемая Climate Action Network и 350.org, продвигают инициативы, связанные с повышением амбициозности планов по снижению парниковых газов и переход к возобновляемой энергетике.
Вопрос об обязательствах стран по снижению выбросов парниковых газов (NDC) – ключевой для климатического процесса. О пересмотре обязательств и их усилении начинают заявлять и развитые, и развивающиеся страны. Эксперты подсчитали, что для удержания температуры на планете в пределах 1,5-2 градусов глобальные усилия по снижению выбросов должны быть усилены на 20-30%. На мероприятии в рамках климатической конференции (СОР24) о своих амбициозных намерениях заявили представители Грузии.
“Грузия ставит приоритетом реализацию «зеленой» политики и «зеленой» экономики” — рассказывает Каха Мдивани из Министерства окружающей среды и сельского хозяйства Грузии, которое координирует NDC процедуру на национальном уровне. – “Сейчас мы работаем над актуализацией NDC, оценкой стоимости осуществления мер по предотвращению изменения климата, финансовым планированием…”
Участие в NDC Partnership перспективно для стран с переходной экономикой, оно предполагает сотрудничество по трем направлениям: техническая помощь, обмен знаниями и информаций и помощь в доступе к финансам. Однако пока кроме Грузии из стран ВЕКЦА к партнерству присоединились только Кыргызстан и Армения.
Самый низкий уровень выбросов (8799 Гт CO2-экв) был отмечен у Грузии в 1995 году в момент постсоветского кризиса. Согласно Третьему национальному сообщению Грузии в РКИК ООН, выбросы парниковых газов из Грузии в 2011 году составили 16 036 Гт CO2-эквивалента — 34% от уровня выбросов 1990 года (47 975 Гт CO2-экв). Как у большинства постсоветских стран после глубокого кризиса экономика начала восстанавливаться, а выбросы – расти.
Ориентиром в предварительных национальных обязательствах Грузии (Intended Nationally Determined Contribution, INDC) было сокращение выбросов парниковых газов на 15% ниже обычного бизнес-сценария (Business as usual scenario, BAU) к 2030 году. Это равносильно фактическому снижению выбросов на единицу ВВП примерно на 34% с 2013 по 2030 год.
Вступив в NDC Partnership южно-кавказское государство нацелилось на сокращение прогнозируемых выбросов парниковых газов на 40% ниже уровня 1990 г., то есть на 25% ниже сценария BAU. 15%-ю цель Грузия обязуется обеспечить при любых условиях, а достижение минус 25% зависят от технической и финансовой поддержки. ”На данный момент приоритетом развития Грузии является ускорение экономического роста и ограничение выбросов парниковых газов путем увеличения инвестиций в низкоуглеродные технологии” – говорят грузинские чиновники.
«Грузия также стремится улучшить свой потенциал по снижению выбросов и адаптации, разработав устойчивую климатическую политику в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве. Сейчас идет подготовка национального Климатического плана. В нем будут максимально учтены все важные моменты: продовольственная безопасность, обеспечение водой, планирование и управление прибрежными районами, управление рисками стихийных бедствий, уязвимость высокогорных общин…», – продолжает Каха Мдивани.
Выходить на уровень регионов и локальных общин, соблюсти интересы гражданского общества — задача неправительственных организаций. «Гражданское общество должно участвовать в формировании климатической политики на всех уровнях – считает Русудан Симонидзе, сопредседатель Движения зеленых Грузии. – Климатический план не должен быть оторван от жизни. Планы будут жизненными только тогда, когда в них отражены интересы гражданского общества, услышаны голоса и с уровня регионов, и местных общин. Нужны скоординированные усилия и действия».
«Положительное влияние NDC Partnership не только в том, что страны все чаще интегрируют свои национальные обязательства в общеевропейское планирование и развитие. – комментирует успехи NDC Partnership Эндрю Ву, World Resource Institute. – Обычно NDC были уделом власти с ее ограниченными финансовыми или политическими рамками. Теперь все чаще привлекаются активные группы заинтересованных сторон и объединяются для более конструктивного планирования на местах. Это важные шаги, позволяющие обеспечить надежность планов».
Движение зеленых Грузии реализует сейчас проект «Гражданское общество и участие в климатической политике», в рамках которого проходят встречи представителей общественности и власти для анализа сильных и слабых сторон национальной климатической политики.
Пока готовится Климатический план, Грузия делает первые шаги к реальной декарбонизации: муниципалитеты модернизируют парк автотранспорта, вводится таможенная политика, способствующая ввозу в страну электротранспорта, реализуются программы в области обращения с отходами.
Но «революцию» (не только в Грузии, но и на Кавказе) совершил второй по масштабам Грузии город страны — Кутаиси, власти которого заявили о планах перехода на 100% ВИЭ. Энергоэффективность, отказ от ископаемого топлива, переход на возобновляемые источники энергии — вот главные составляющие плана климатической революции.
“Для нас переход на 100% ВИЭ — очень ответственное заявление, – рассказывает вице-мэр города Кутаиси Нино Твалтвадзе. — Мы хотим объяснить жителям, что они могут сделать для этого перехода, и какие выгоды могут быть при этом. Кутаиси — очень старый город мы транслируем всю старинную культуру Грузии. Наш город – это символ связи Азии с Европой. И мы хотим стать примером для всего региона ВЕКЦА. Переход на ВИЭ и уменьшение выбросов СО2 — первые обязательства, которые локальная власть может сделать для людей. Первый шаг — это конкретный сценарий перехода и реализация мероприятий с этого плана вместе с донорскими организациями».
“Изменение климата создает много проблем для Грузии, – говорит Русудан Симонидзе. — страна сталкивается с проблемами от повышения уровня моря в прибрежных морских регионах, таянием ледников, наводнениями и другими природными катаклизмами. Грузия уже столкнулась с проблемой экологических беженцев. Национальные климатические планы и планы регионов и городов — это проекты двойной выгоды: у нас есть возможность сделать жизнь людей лучше и снизить экологическую напряженность”.
“Я очень рад, что Кутаиси стал первым городом на Кавказе сделавшим амбициозное, но верное заявление о переходе на 100% возобновляемые источники энергии к 2050 году, которое является результатом марша “Действуй за Климат”, в Кутаиси его провели 350.org Грузии. Еще до поездки на COP24 я знал о позиции Грузинской делегации и о намерении пересмотреть NDC и думаю, что это также важное и верное решение” — комментирует Нугзар Кохреидзе, Председатель Научно-интеллектуального клуба “Диалог поколений”. — Вместе с тем, отрицательно оцениваю факт слияния Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов с Министерством сельского хозяйства. Подобное решение плохо сказалось на национальной политике природоохранительных действии и мы видим это на многих примерах. Поэтому очень важно наличие природоохранного министерства отдельно от других, в принципе конфликтных с его функциями, министерств, в то время когда изменения климата и борьба с ними являются глобальным вызовом. Обязательно вовлечение общественности в задачи борьбы с климатическими изменениями, а также проведения зеленой политики на уровне регионов и поселений”.
“У Грузии огромный потенциал по развитию возобновляемой энергетики. – говорит Ольга Подосенова, руководитель НПО «Гамарджоба» — члена сети CAN. – Как для любой развивающейся страны ей важно развивать экономику и повышать уровень жизни людей. Отрадно, что страна выбирает для этого путь «зеленого» низкоуглеродного развития. Важно, чтобы этот выбор был не только декларативным, и за красивыми словами последовали реальные дела: программы перехода от устаревших технологий и подходов к новым устойчивым решениям. Этот выбор с лихвой окупится сохранением здоровья нации и уникальной грузинской природы”.