25 и 26 мая состоялась онлайн-конференция «Климатический Диалог Между Секторами в Странах Восточного Партнерства», в которой приняли участие правительства, гражданское общество и эксперты из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, России, Украины и стран ЕС, чтобы найти лучшие пути усиления климатических целей в эти трудные времена пандемии COVID.
2020 год является критическим не только из пандемии, но и потому что правительствам необходимо пересмотреть свои климатические цели, чтобы человечество могло удержать потепление на уровне 1,5 градуса и предотвратить катастрофические последствия изменения климата. Мы видим, что 105 стран — в основном небольшие развивающиеся страны, ответственные за 15% глобальных выбросов парниковых газов, — приняли обязательства увеличить свои климатические обязательства, включая 45 африканских стран и малых островных государств. «Маршалловы Острова пересмотрели свою цель давно — в 2018 году, чтобы показать, что они готовы сделать свою часть работы, но готовы ли развивающиеся страны? Чили и Руанда представили свои Национальные Вклады в разгар кризиса здравоохранения, в то время как другие страны используют пандемию в качестве предлога для замедления климатических действий», — говорит Ноэми Лепри-Ринге из Института Мировых Ресурсов (World Resource Institute).
Напротив, у стран Восточного партнерства и России было что-то общее: отсутствие климатических амбиций. Тем не менее мы можем видеть хорошие примеры. От инклюзивного процесса пересмотра климатических целей в Украине и Грузии до стратегии перехода на 100% возобновляемых источников энергии в городе Кутаиси, как подчеркнула сама заместительница мэра Нино Твалтвадзе в ходе мероприятия.
Тем не менее, мы далеки от достижения климатической цели Парижского соглашения в 1,5 градуса, и именно здесь НПО играют очень важную роль.
«В январе 2019 года Министерство экологии и природных ресурсов Украины создало специальную рабочую группу по пересмотру климатических целей. В нее входят около 80 представителей государственных учреждений, неправительственных организаций, местных сообществ, ученых и бизнеса. Но впереди еще много работы», — сказала Ирина Ставчук, заместительница министра энергетики и охраны окружающей среды Украины. «Мы видим большую роль городов в декарбонизации. Соглашение мэров в Украине — это мощное движение, насчитывающее более 250 участников. Несколько украинских городов уже объявили о переходе на 100% возобновляемых источников энергии к 2050 году».
«Гражданское общество играет ключевую роль в повышении осведомленности, обучении государственных чиновников и загрязняющих бизнесов», — говорит Таня Мароччи из Форума гражданского общества Восточного партнерства. «Экологическая осведомленность все еще очень низка. НПО должны использовать это трудное время для экспериментов и придумывать разные модели для наших обществ».
К сожалению, некоторые страны имеют очень небольшой прогресс.
«В России пока нет даже первого NDC. Еще не подавали в секретариат РКИК после ратификации. Так что формально пересматривать нечего» — сказал Георгий Сафонов, ВШЭ, Центр экономики окружающей среды и природных ресурсов. “Но проект стратегии до 2050 года показывает, что лишь один (маргинальный) сценарий может привести к снижению выбросов на 33% к 2050 г. (от 1990), а основные сценарии — к увеличению выбросов выше уровня INDC”.
В ходе мероприятия также обсуждалась связь между кризисом пандемии COVID и климатическим кризисом, включая общее видение справедливого восстановления для всех.
«После того, как мы всем миром пережили пандемию, мне кажется, человечество может изменить свое восприятие климатического кризиса. Изменение климата долгое время воспринималось как не срочная проблема, а правительства отказывались принимать решения с необходимой скоростью.» — сказала Ольга Бойко, координаторка CAN ВЕКЦА. «Миллионы людей со всего мира из общественных организаций, правительств, науки, медиа должны вместе работать над справедливым и зеленым восстановлением нашего мира. Давайте убедимся, что наши дальнейшие шаги будут только вперед, а не назад.»
«Во время восстановления после кризиса COVID много финансов будет направлено во все страны Восточного соседства, и НПО должны удостовериться, что они пойдут на более зеленую экономику, круговую экономику, возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и другие вещи, которые сделают наше будущее лучше» — сказал д-р Йоханнес Баур, руководитель сектора экономического сотрудничества, энергетики, окружающей среды и инфраструктуры Представительства Европейского Союза в Украине.
«Существует тесная связь между климатическим кризисом и социальными проблемами: мы должны внедрить амбициозную климатическую политику, которая помогает сократить социальный разрыв и защищает социальные достижения последних десятилетий. Если мы не будем действовать, глобальное потепление резко усугубит социальную несправедливость», — говорит Соня Ширмбек, сотрудница по вопросам политики Департамента Центральной и Восточной Европы в Friedrich-Ebert-Stiftung (FES).
«На мертвой планете просто нет работы».
ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАТЬСЯ:
Шауро Татьяна, коммуникационный менеджер в регионе ВЕКЦА, CAN International
tshauro@climatenetwork.org +79296458435