В новом докладе представлен актуальный анализ государственного финансирования проектов в области энергетики на международном уровне.
Посмотреть или загрузить полный текст доклада можно на сайте priceofoil.org, саммари на русском здесь
Вашингтон. – Новый доклад общественных организаций Oil Change International и Friends of the Earth U.S. свидетельствует о том, что после заключения Парижского соглашения Россия ежегодно выделяла не менее 191 миллиарда рублей (2,97 миллиарда долларов США) государственных средств на проекты, связанные с нефтью, газом и углем. Как указывается в докладе, международные учреждения государственного финансирования России – Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и ВЭБ.РФ (бывший Внешэкономбанк) – занимают пятое место по размеру оказываемой поддержки в секторе ископаемого топлива после Китая, Канады, Японии и Кореи. Россия также является одним из главных «получателей» финансирования на проекты ископаемого топлива, принимая ежегодно 680 миллиардов рублей на развитие нефти и газа от Китая и Италии, кроме прочих.
Страны Группы 20 вместе взятые выделяли как минимум 5,0 триллионов рублей (77 миллиардов долларов США) в год – в три раза больше, чем на развитие чистой энергии.
В выводах доклада подчеркивается сообщение из письма, отправленного первому заместителю премьер-министра Андрею Белоусову от представителей 15 организаций, включая Greenpeace России и Fridays For Future («Пятницы ради будущего»). В этом письме они настоятельно призывают правительство России соблюдать экологические аспекты в процессе восстановления экономики, заявляя, что продолжение поддержки нефтяной и газовой отрасли является стратегической ошибкой. Кризис COVID-19 выявил уязвимость российской экономики, зависящей от нефти. Сокращение потребления топлива транспортом и глобальный спад деловой активности в рамках производственно-
«Россия должна отказаться от субсидий для ископаемого топлива – в первую очередь от угля, как наиболее грязного вида такого топлива. Поддержка ископаемого топлива означает дополнительное загрязнение воздуха, что ведет к тысячам дополнительных смертей ежегодно, в том числе и от коронавируса. А также подрывает цели Парижского соглашения и затрудняет борьбу с изменением климата», – говорит Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экозащита!».
«Этот кризис показал, что необходимо развивать возобновляемую энергетику, циркулярную экономику и внедрять другие меры для достижения целей Парижского соглашения. Сегодня у России есть шанс пересмотреть приоритеты в развитии и избежать не только экономически неприбыльного топлива, но и экологических рисков. Уже сейчас в России видны последствия изменения климата в виде экологических катастроф. В то же время, ценные территории на севере России (включая земли коренных народов и заповедные зоны) отводятся нефтяным компаниям для бурения», – заявил Василий Яблоков, Координатор проектов по климату и энергетике Greenpeace России.
«Несмотря на ратификацию Парижского соглашения, Россия остается страной, экономика которой в огромной степени зависит от ископаемого топлива. Столь недальновидные решения России о продолжении поддержки индустрии ископаемого топлива в перспективе приведут к мощному экономическому кризису, от которого больше всего пострадают жители страны» – сказала Виктория Руденко из Климатического Секретариата, «Друзья Земли России». «Государству необходимо срочно пересмотреть приоритеты в субсидировании отраслей, взять курс на диверсификацию экономики и справедливый энергетический переход, поддерживать граждан и зеленые инициативы, а не нефтегазовые корпорации».
«В мире климатических чрезвычайных ситуаций уже поздно обсуждать необходимость отказа от ископаемого топлива. Тем не менее, некоторые страны все еще живут в забвении, сформированном в следствии десятилетий огромных прибылей и скептицизма к науке. Прямо сейчас мир переживает опустошающие последствия изменения климата, и Россия может сыграть важную роль в улучшении ситуации. Ископаемое топливо – это прошлое. Правительства должны признать это и прекратить инвестиции в грязную энергию, чтобы у нас было будущее», – заявила Ольга Бойко, координатор Международной климатической сети CAN в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.
«Индустрия ископаемого топлива знает, что ей остались считанные дни. Она использует кризис COVID-19 как прикрытие для активизации своих усилий, чтобы получить огромные госфинансы для выживания», – говорит Бронвен Такер, научный исследователь Oil Change International. «Вместо этого России следует направить деньги на справедливый переход от ископаемого топлива для поддержки работников, общин и климата – как внутри страны, так и за ее пределами. Вместо того чтобы спонсировать следующий кризис – климатический кризис – России стоит инвестировать в устойчивое будущее».
«Россия продолжает субсидировать сектор ископаемого топлива, принимая негативные решения, наносящие вред людям и планете», – говорит Кейт Де Анджелис, старший специалист по анализу международной политики Friends of the Earth U.S. «Проекты, связанные с ископаемым топливом уже сейчас усугубляют кризис COVID-19, загрязняя воздух, что обостряет последствия заболевания. У России есть возможность пересмотреть и поменять модель финансирования, направив поддержку на экологически чистые источники энергии, которые не будут усугублять проблемы со здоровьем и подвергать работников большему риску».
Используя данные базы данных «Shift the Subsidies database» Oil Change International, в докладе анализируется поддержка со стороны экспортно-кредитных агентств (ЭКА), учреждений по финансированию развития (УФР) и многосторонних банков развития (МБР), контролируемых странами Группы 20. Это не включает дополнительные миллиарды прямых субсидий индустрии через налоговые или фискальные стимулы. Вот некоторые основные выводы:
- Поддержка ископаемого топлива не снизилась после заключения Парижского соглашения. Государственная поддержка России ископаемого топлива от ЭКСАР и ВЄБ.РФ в 2016-2018 гг. возросла более чем в два раза по сравнению с 2013-2015 гг. Это демонстрирует, что эти учреждения далеки от согласования своего финансирования на уровне, необходимом для ограничения потепления до 1,5 °C.
- Учреждения по финансированию развития (УФР) не поддержали отказ от ископаемого топлива. УФР стран Группы 20 выделяли ежегодно 1,6 триллиона рублей (24,9 миллиарда долларов США) на ископаемое топливо и 521 миллиард руб. (8,1 миллиарда дол.) на чистую энергию. ВЭБ.РФ выделяло 115 миллиардов рублей в год на проекты, связанные с ископаемым топливом. Таким образом, Россия стала вторым крупнейшим УФР-вкладчиком в ископаемое топливо после Китая.
- Большинство этих средств на поддержку ископаемого топлива поступило более богатым странам. Девять из топ пятнадцати получателей – это страны с высоким уровнем дохода или выше среднего, согласно классификации Всемирного банка. Еще пять стран – с уровнем дохода ниже среднего, и лишь одна низкого уровня доходов.
Доклад под названием «Продолжают копать: правительства стран Группы 20 все еще финансируют климатический кризис» можно найти здесь. Кроме организаций-авторов, доклад поддержала Международная климатическая сеть Climate Action Network в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (CAN-EECCA).
###
Friends of the Earth («Друзья Земли») борется за защиту окружающей среды и создание здорового и справедливого мира. Мы говорим правду властям и разоблачаем тех, кто угрожает людям и планете. Наши кампании направлены на то, чтобы привлекать к ответственности политиков и корпорации, трансформировать наши экономические системы, охранять леса и океаны и произвести революцию в продовольственной и сельскохозяйственной системе.
Oil Change International – исследовательская, коммуникационная и правозащитная организация, фокусирующая внимание на разоблачении настоящей цены ископаемого топлива и ускорении приближающегося перехода к чистой энергии.