Пандемия показала неготовность многих стран к кризису и их уязвимость перед глобальными проблемами. Одна из таких проблем — изменение климата. Страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии уже ощущают на себе его последствия — от волн жары и лесных пожаров до катастрофических осадков и таяния вечной мерзлоты. Что страны региона намерены делать и собираются ли правительства учитывать предложения гражданского общества изучала координаторка сети Climate Action Network в регионе ВЕКЦА, Ольга Бойко.
Россия
Еще в разгар карантина многие общественные организации начали выдвигать на повестку дня принципы “зеленого восстановления”. Имеется в виду план выхода экономики из кризиса, который бы не опирался на увеличение добычи ископаемого топлива, а вывел страну из кризиса через устойчивое развитие возобновляемой энергии, улучшение качества жизни и здоровья населения.
9 апреля общественная организация 350.org инициировала открытое письмо, призывая правительства стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии принять стратегии зеленого восстановления экономики. В Департаменте общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации сообщили, что предложения, получены и приняты к сведению.
Правительство Российской Федерации 2 июня представило свой план восстановления экономики после пандемии. В нем большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса через уменьшение налогов и кредитные каникулы, привлечению новых инвестиций, а также обещают облегчить возможность дистанционной работы для граждан. По словам Премьер-министра Михаила Мишустина, эта стратегия, в том числе, позволит “… приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике.”
Накануне принятия этого плана, 15 общественных организаций, в их числе Гринпис, Цель номер семь, Экозащита, Друзья Балтики, отправили письмо председателю Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики Андрею Белоусову, в котором заявили, что “… предлагаемый План должен базироваться на принципах, обеспечивающих охрану климата и окружающей среды, переход экономики страны на климатически нейтральный (низкоуглеродный) путь развития…” Ознакомившись с готовым документом, Гринпис Россия заявили, что План восстановления экономики “ … не учитывает глобальное изменение климата и международный тренд на низкоуглеродное развитие: в нём нет никаких конкретных мер, обеспечивающих зелёное развитие экономики и снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.”
9 июня была принята Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Документ фиксирует курс на поддержку и развитие угольной отрасли, несмотря на то что сжигание угля — основная причина климатических изменений и несет угрозу здоровью людей.
Учитывая недавнюю трагедию в Норильске, когда в воду и почву вылилось 20 тысяч тонн нефтепродуктов, постоянные протесты жителей угледобывающих регионов и международный курс на развитие зеленой энергетики, правительство Российской Федерации должно пересмотреть меры по восстановлению экономики, уделяя гораздо больше внимания вопросу охраны окружающей среды. Недавно созданная платформа «Зелёный курс для России» поможет собрать все предложения общественности в одном месте и отправлять их правительству организованно.
Украина
27 мая 2020 на заседании Правительства была утверждена Программа стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19 с условием ее доработки. Один из пунктов программы предлагает “Недопущение установления завышенных национальных целей по сокращению выбросов СО2.” Вслед за выходом программы представители общественной организации “Екодія” обратились к премьер-министру Денису Шмигалю с комментариями и предложением не использовать подобные формулировки в национальном плане восстановления экономики.
“Исходя из опыта стран ЕС, которые делают ставку на справедливое социально-экономическое развитие и «зеленое восстановление» в соответствии с Европейским зеленым курсом, являющимся ключевым для преодоления экономического кризиса, во избежание экологического кризиса в будущем и выполнения международных обязательств, которые взяла на себя Украина, именно устойчивое развитие должно стать приоритетным для Украины.” — говорится в обращении.
Немного раньше, 18 апреля, вступил в силу закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2020 год», который сокращает расходы на энергоэффективные и природоохранные меры практически на 96%, и одновременно увеличивает финансирование угольной отрасли под видом принятия мер по борьбе с эпидемией заболевания COVID-19. Вскоре в Верховную раду был внесен законопроект о возвращении этих денег на природоохранные меры. Сейчас он ожидает голосования.
В начале июля украинское отделение 350.org запустило петицию за провозглашение Зеленого курса как государственной политики Украины, которую может подписать любой житель планеты.
Молдова
Комплексный план восстановления экономики правительство пока не разрабатывает, но вопрос сохранения рабочих мест постоянно обсуждается на заседаниях правительства. По данным Немецкой экономической группы, ВВП Республики Молдова снизится примерно на 6,3% в 2020 году по сравнению с 2019 годом. 1 ноября 2020 года в стране пройдут президентские выборы, поэтому отсутствие долгосрочного планирования посткризисных мер можно отчасти объяснить нестабильным политическим климатом.
Тем не менее в начале июля министр сельского хозяйства Молдавии Ион Пержу представил проект о создании Национальной комиссии по изменению климата. Цель проекта — создание эффективного институционального инструмента для координации действий в области смягчения последствий изменения климата. Если Молдавия действительно начнет активно выполнять Парижское Соглашение и продолжит сотрудничество с Евросоюзом, план «зеленого» восстановления для страны появится после выборов президента.
Грузия
Премьер-министр страны Георгий Гахария в начале июня заявил, что Грузия согласовала свою антикризисную программу в Международном валютном фонде и уже договорилась о кредите. Первая часть антикризисного плана направлена на поддержку туристического сектора, вторая нацелена на сельское хозяйство, заботу о фермерах и селе, третья часть касается сферы образования, и четвертая посвящена строительству и развитию, наиболее быстро растущим сферам, в которых занято более 120 000 человек.
О мерах, касающихся защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата в антикризисной программе не упоминается. Впрочем, учитывая планы Евросоюза на исполнение “Зеленого курса” в рамках плана экономического восстановления, можно надеяться, что страны соседи последуют этим принципам в ближайшем будущем.
Вместе с тем правительство Грузии должно принять обновленный Национальный Вклад в Парижское соглашение. Амбициозность этого плана покажет гражданам страны и международному сообществу готовность Грузии действовать в защиту окружающей среды несмотря на сложную пост-кризисную ситуацию. Пока страна обещает до 2030 года сократить выбросы на 35% по сравнению с 1990 годом, а при наличии международной финансовой поддержки — на 50-57%.
Азербайджан
За период пандемии более 150 стран обратились в международные финансовые структуры за помощью. Азербайджана в этом списке нет. Тем не менее, падения цен на нефть может очень сильно отразиться на экономике страны, почти 53% бюджета которой формируется за счет продажи этого ископаемого.
В своих выступлениях, касающихся пандемии и экономики, правительство никак не упоминает окружающую среду, риски, связанные с изменением климата или зависимость страны от ископаемых видов энергии. Пока конкретного плана восстановления экономики в Азербайджане нет. Правительство обещает поддерживать безработных граждан выплатами, не ослаблять карантин до уменьшения показателей заражения, восстановить работу бизнеса и как можно скорее вернуться к привычному укладу вещей.
Казахстан
В конце мая правительство Казахстана одобрило план по восстановлению экономического роста до конца 2020 года. Комплексный план охватывает поддержку обрабатывающей промышленности, горно-металлургического и агропромышленного комплексов, строительной отрасли, гражданской авиации, логистики, туризма, МСБ и сектора услуг, а также смежные с ними отрасли.
В начале июля на заседании Совета по управлению Международным финансовым центром «Астана» президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил разработать план восстановления экономического роста Казахстана, а также подчеркнул важность сотрудничества между всеми Центрально-азиатскими странами.
Несмотря на упоминание углеродоемких отраслей в качестве приоритета развития внутренней экономики страны, премьер-министр Аскар Мамин в недавнем отчете пару слов сказал и об устойчивом развитии Казахстана.
Кыргызстан
Новый премьер-министр Кыргызской Республики Кубатбек Боронов на совещании с руководителями государственных органов обозначил 11 приоритетов работы правительства. Среди них звучит план на “увеличение объемов производства экологически чистой продукции”. При этом не уточняется что именно за продукция имеется в виду. Также деталей не хватает и в пункте “продолжить реализацию комплекса мероприятий по развитию регионов”.
Развитие энергоэффективности и децентрализованных источников возобновляемой энергии в регионах были бы очень разумными в период пост-кризиса. Это бы не только улучшило качество жизни в удаленных поселках через утепление зданий, появление стабильной электроэнергии и горячей воды, но и в будущем обеспечило бы энергетическую независимость страны.
К концу июня правительство Кыргызстана должно было представить посткризисный план, о чем заявлял вице-премьер-министр Эркин Асрандиев. План пересматривали трижды из-за долгих консультаций с бизнесом. Документ все еще не был опубликован.
Таджикистан
Стратегии борьбы с коронавирусом и восстановления экономики в Таджикистане пока нет. Более того, внедрение карантина и признание серьезности пандемии происходило довольно медленно. Таджикистан уже в мае вышел на первое место в Центральной Азии по количеству жертв COVID-19, ведь официально страна признала пандемию лишь 30-го апреля. Количество инфицированных COVID-19 в стране достигло 6 тыс. 262 человек, а число жертв — 53 человека. Неизвестно, через сколько еще кризисов нужно будет пройти жителям страны, пока правительство начнет вести ответственную политику в охране здоровья и природы.
Узбекистан
9 июня Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев представил ключевые направления обеспечения стабильности экономики. Так, приоритетными направлениями являются: обеспечение экономической и финансовой стабильности, сокращение бедности и рост занятости. Планируется восстановить 810 тысяч постоянных рабочих мест, создать 310 тысяч постоянных и 633 тысячи сезонных рабочих мест. Также приоритетом стало увеличение прямых иностранных инвестиций, повышение экспортного потенциала и обеспечение валютных поступлений. С марта по май отраслям экономики было предоставлено 2,3 триллиона сумов налоговых льгот, из Антикризисного фонда выделено 3,6 триллиона сумов. Среди прочего, в перечне необходимых мер упоминается повышение энергоэффективности.
Беларусь, Армения и Туркменистан
В Белоруссии, Армении и Туркменистане пока нет готовых планов восстановления экономики. Минск находится в сложной политической ситуации в связи с предстоящими выборами президента, и на подготовку такого стратегического документа не выделяется достаточно времени и ресурсов. Премьер-министр Армении Никол Пашинян пока только поручил разработать план восстановления экономики после кризиса. В Туркменистане режим карантина в общенациональном масштабе не вводился.
Что в итоге
В целом ни одна из стран региона ВЕКЦА не приняла за основу восстановления после пандемии принципы устойчивого развития и «зеленой» экономики. Не упоминается в выступлениях правительства и климатический кризис. Если страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии хотят повысить устойчивость к будущим кризисам, обеспечить безопасное и здоровое будущее для своих граждан и улучшить качество их жизни, им стоит учитывать принципы устойчивого развития при разработке стратегических документов. В том числе внедрять меры энергоэффективности, развивать децентрализованные источники возобновляемой энергии, исследовать потенциал регионов для адаптации к изменению климата.
Все эти меры — часть новой реальности, в которой климат меняется слишком стремительно, а экономические модели и законодательство значительно отстают. Развитие, основанное на ископаемом топливе, и сохранение комфортного уровня жизни — больше не совместимые понятия.
Оригинал статьи на русском написан для Проекта +1 и находится по ссылке.