Глобальный переход энергетической системы на 100% ВИЭ к 2050 году является необходимостью, если мы хотим выполнить главную цель Парижского соглашения по климату и удержать глобальное повышение температуры на уровне значительно ниже 2oC. Уже доказано, что такой глобальный переход является технически выполнимым, более того, он принесет большое число экологических, социальных и экономических выгод для всего глобального сообщества.
Но что это значит для отдельного региона? Значит ли это, что если глобальный энергетический переход возможен во всем мире, то он также возможен в отдельных странах и регионах, и все произойдет автоматически? Почему же тогда это еще не происходит? Эти и многие другие вопросы были затронуты в ходе дискуссии «Переход на 100% ВИЭ в Восточной Европе: зачем и как?», организованной представительством Фонда им. Генриха Белля в Украине и CAN Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия 14 ноября 2017 года в Бонне, Германия, в рамках климатической конференции COP 23.
Научно обоснованные выводы о возможностях перехода энергосистем на ВИЭ доступны даже для некоторых конкретных стран региона. Например, для Украины и Беларуси. Эти страны обладают необходимым техническим потенциалом и экономическими предпосылками для осуществления трасформации энергетического сектора и увеличения доли “зеленой” энергии в конечных поставках энергии до 91% и 81% к 2050 году соответственно, согласно исследованию государственной организации «Институт экономики и прогнозирования» Национальной академии наук Украины, а для Беларуси – согласно исследованию Немецкого аэрокосмического центра (DLR) и Департамента системного анализа и оценки технологий Института инженерной термодинамики.
«Подготовка результатов моделирования в обеих странах сопровождалась в течение этих двух лет тесным сотрудничеством с организациями гражданского общества, государственными органами, деловыми ассоциациями в сфере ВИЭ и независимыми экспертами, при поддержке Фонда им. Генриха Белля. Необходимость такого тесного сотрудничества заключалась в присутствии чрезмерного скептицизма по отношению к ВИЭ, что требовало научно достоверных данных для обоснования экономической целесообразности и технической возможности перехода на 100% ВИЭ», — пояснила Оксана Алиева, координатор программы «Изменение климата и энергетическая политика» Фонда им. Генриха Белля в Украине.
По словам Лассе Брууна, руководителя координации глобальных кампаний CAN, «Исследование возможностей трансформации энергетического сектора Беларуси и Украины является очередным доказательством того, что переход на 100% ВИЭ не только выполним, но и выгоден для экономики, планеты и людей. Национальные и региональные лидеры теперь должны продемонстрировать политическое лидерство и срочно разработать конкретные и обязательные для исполнения планы по переходу на 100% ВИЭ».
Невероятно, но результаты показывают, что в случае реализации амбициозного “революционного сценария”, предусматривающего значительное сокращение потребления энергии и интенсивного развития ВИЭ, конечное потребление энергии в Украине сократится на 27% к 2050 году. «Это демонстрирует, что экономия энергии является самым дешевым «ресурсом», а инвестиции в экономию более целесообразны, чем инвестиции, необходимые для производства дополнительной электроэнергии и тепловой энергии в целях удовлетворения потребностей населения и всей экономики», — отметила Юлия Огаренко, независимый эксперт, советник по разработке энергетических сценариев.
В случае Беларуси базовый сценарий предполагает увеличение общего конечного спроса на энергию на 42%, с нынешних 710 ПДж/год до 1010 ПДж/год в 2050 году. В сценарии энергетической [Р]еволюции конечный спрос на энергию снизится на 24% по сравнению с текущим потреблением и, как ожидается, достигнет 540 ПДж/год к 2050 году. По сравнению с базовым сценарием, меры по повышению эффективности в промышленности, жилом секторе и секторе услуг позволят избегать производство около 20 ТВт*ч/год.
Ирина Сухий из белорусской некоммерческой организации «Экодом» прокомментировала: «Сейчас наше правительство делает выбор в пользу ядерной энергии, экономически нецелесообразной и экологически опасной. Развитие возобновляемых источников энергии не является приоритетом, в текущих планах — увеличение использования ВИЭ всего на 1% в год, что в свою очередь позволит достигнуть не более 35% к 2050 году. Сценарий показывает, что у Беларуси есть потенциал для достижения гораздо более высоких результатов, для достижения энергетической независимости и сокращения выбросов CO2 на 85%».
Реализация «энергетического перехода», согласно результатам исследований, будет способствовать ускорению роста ВВП и улучшению экологических показателей. Например, в Украине реализация [Р]еволюционного сценария приведет к радикальному сокращению выбросов парниковых газов, эмиссия которых к 2050 году может составить лишь 10% от уровня 1990 года (или 85 млн т СО2-эквивалента), что соответствует усилиям, которые требуются для достижения цели Парижского соглашения. Если при реализации базового сценария в Беларуси выбросы CO2 будут увеличиваться на 13% в период между 2014 и 2050 гг., то по сценарию энергетической [Р]еволюции они сократятся с 55 миллионов тонн в 2014 году до 8 миллионов тонн в 2050 году, то есть на 85%.
«Уровень развития современных возобновляемых источников энергии в регионе ВЕКЦА является низким, и он не будет расти без внедрения механизмов государственной поддержки, что сделает ВИЭ экономически целесообразными. Прежде всего, правительствам следует ввести “зеленые” тарифы, как для предприятий, так и для частных лиц, и только потом можно ожидать приток иностранных и внутренних инвестиций», — добавила Ирина Ставчук, координатор CAN Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия.
Полную версию доклада “Переход Украины на ВИЭ к 2050 году” можно скачать здесь.
Полную версию доклада “Энергетическая [Р]еволюция: перспективы устойчивого развития энергетики Беларуси” будет опубликована в начале 2018 года.
Более подробную информацию может предоставить Оксана Алиева, oksana.aliieva@ua.boell.org, координатор программы «Изменения климата и энергетическая политика» представительства Фонда им. Генриха Белля в Украине.