Сегодня, 24 февраля год с момента российского вторжения в Украину, которое привело к значительным климатическим и энергетическим последствиям не только в Европе, но и в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Региональная климатическая сеть CAN ВЕКЦА попытается проанализировать последствия войны для региона на примере двух последних событий: ядерных амбиций Росатома и дискуссий о «зеленом» переходе с обретением энергетической независимости от России.
Усиление ядерных амбиций России в Центральной Азии во время войны: могут ли западные санкции противостоять им?
В то время как российская оккупация Запорожской атомной электростанции в Украине продолжается, Росатом подписывает сделки с правительствами стран Центральной Азии о строительстве атомных электростанций. Россия еще с советских времен имеет ядерное присутствие в Центральной Азии. В советское время Центральная Азия была ключевым регионом для производства, испытания и развертывания ядерного оружия. Советский Союз провел сотни испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в Восточном Казахстане, некогда одном из крупнейших ядерных полигонов в мире.
Сегодня Россия продолжает использовать ядерную энергию в качестве геополитического инструмента и в настоящее время реализует несколько проектов в этом направлении. Одним из ключевых проектов является строительство атомной электростанции в Узбекистане. Ожидается, что проект, реализуемый Росатомом, будет завершен к 2028 году. Росатом также подписал соглашения с Казахстаном и Кыргызстаном о сотрудничестве в области строительства атомных электростанций. Ни в одной из этих стран в настоящее время нет атомных электростанций. Ядерные амбиции России в Центральной Азии вызывают обеспокоенность экспертов, экологических активистов, а также международного сообщества в связи с потенциальными рисками безопасности, долговыми и политическими последствиями.
Гражданское общество в Кыргызстане и Казахстане выражает обеспокоенность
В Кыргызстане сеть «Зеленый альянс» выступила с заявлением против строительства атомной электростанции в стране. Представители ассоциации юридических лиц направили соответствующее письмо в Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора.
«Хотя там подчеркивается, что речь идет об атомной станции малой мощности, но общеизвестно, что даже небольшие источники атомной энергии и малое количество радиоактивных веществ могут оказать негативное воздействие как на окружающую среду, так и на здоровье человека» — говорится в письме. «Возникает вопрос: откуда будет браться радиоактивное сырье для АЭС? В вышеуказанном постановлении говорится, что «не допускается ввоз на территорию КР сырья, содержащего уран и торий, и отходов». Таким образом, исходя из этого постановления, предполагаемое строительство АЭС уже не имеет законодательного основания для строительства» — пишет «Зеленый Альянс».
Казахстанские экологические активисты также организовывали встречи и круглые столы, посвященные экологическим и политическим последствиям соглашения Росатома. Казахстанский эколог Дмитрий Калмыков, неоднократно выступавший против строительства атомной электростанции, заявил CabarAsia, что только риск взрыва сводит на нет все преимущества.
«Атомная энергетика безопасна до тех пор, пока атомный реактор не взорвался . Пока все хорошо – она чище угольной в миллион раз, но когда вдруг внезапно все плохо, то она становится в миллион раз грязнее. И поэтому наше простое мнение – лучше использовать более безопасные технологии. Может быть, они не такие красивые и технологичные, но они не могут вычеркнуть целый регион из жизни на 40-100 лет», — прокомментировал Дмитрий Калмыков.
Учитывая долгосрочные последствия ядерного присутствия России в Центральной Азии, остается открытым главный вопрос: будет ли оно мирным? С началом войны в Украине Россия оккупировала такие атомные электростанции, как Запорожская и Чернобыльская, что вызвало обеспокоенность международного сообщества по поводу безопасности региона.
Возможно ли, что санкции против Росатома могут повлиять на ядерные амбиции России в Центральной Азии?
Несмотря на наличие у Росатома больших амбиций по части реализации проектов в области ядерной энергетики в регионе, введение санкций существенно нарушит эти планы и потенциально предотвратит сотрудничество других стран с Росатомом. Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологического движения «Экозащита» , предупреждает, что Росатом может принять активное участие в войне и призывает к санкциям: «Есть три момента, о которых нужно знать. Во-первых, Росатом принимает активное участие в войне в Украине. Его сотрудники сопровождали российские войска, когда те заняли[b6] Чернобыльскую АЭС. Затем они взяли под контроль Запорожскую атомную станцию, крупнейшую в Европе. Во-вторых, сотрудники Росатома отвечают за ядерное оружие, которым Владимир Путин угрожает другим странам. Росатом – один из главных «геополитических» инструментов, которыми располагает российский президент, чтобы сделать другие страны зависимыми от российского ядерного топлива и услуг. Когда Росатом строит новые ядерные реакторы в какой-либо развивающейся стране, это создает зависимость от России на более чем столетие».
Война меняет нарратив зеленого перехода в регионе ВЕКЦА
Вторжение России в Украину создало значительные проблемы для зеленого перехода стран ВЕКЦА. Изначально война отодвинула на второй план климатические амбиции, выдвинув на первый план вопросы энергетической безопасности. Несмотря на это, произошли некоторые позитивные изменения в плане энергетической независимости и той роли, которую могут сыграть в нем возобновляемые источники энергии.
Украина усвоила этот урок «на практике». Сейчас, в период дефицита электроэнергии, вызванного российскими атаками на энергетическую инфраструктуру, украинские муниципалитеты ощущают силу децентрализованной возобновляемой энергетики. В пострадавших населенных пунктах уже есть примеры новых проектов на основе возобновляемых источников энергии. «Например, благодаря инициативе неправительственной организации «Экоклуб» в нескольких украинских больницах уже установлены солнечные электростанции в комплекте с аккумуляторами. Уже установлена солнечная электростанция с мощностью 32,4 кВт, что достаточно для обеспечения работы 11 аппаратов искусственной вентиляции легких для поддержания жизни пациентов в отделениях реанимации] », — написала Ольга Бойко, координаторка региональной климатической сети CAN ВЕКЦА.
В Кыргызстане члены нашей сети, «Юнисон Групп», работают над законодательством для осуществления «зеленого» перехода. «Юнисон Групп» оказывает поддержку Правительству Кыргызстана в продвижении и развитии возобновляемой энергетики, энергоэффективности и усиления управления энергосектором, с целью обеспечения наиболее уязвимых социальных слоев населения (например, жителей отдаленной сельской местности и малообеспеченных семей) непрерывным и надежным доступом к энергии для удовлетворения своих ежедневных потребностей.
В сообществах появляется все больше таких примеров, поскольку увязать возобновляемые источники энергии с энергетической безопасностью становится все проще.
Как страны региона ВЕКЦА могут стать энергетически независимыми от России?
Достижение энергетической независимости от России – сложная задача не только для Европы, но и для стран ВЕКЦА. В 2022 году было очевидно, что Москва использует экспорт ископаемого топлива в качестве основного рычага в войне, сокращая доступ к газу для некоторых европейских стран и заставляя все страны производить оплату в рублях. Однако существует несколько долгосрочных стратегий, которые могут помочь снизить зависимость от поставок российских энергоносителей. Диверсификация источников энергии – важный шаг в этом направлении. Он может включать в себя расширение использования децентрализованных возобновляемых источников энергии, таких как солнце, ветер, геотермальная энергия, а также инвестирование в технологии хранения энергии. В то же время повышение энергоэффективности имеет решающее значение для снижения спроса на энергию и зависимости от внешних поставщиков. В некоторых странах региона ВЕКЦА потери тепла в зимний период в среднем составляют 70%, что свидетельствует о крайне неэффективном использовании энергии.
По данным совместного исследования, проведенного Институтом новых энергетических систем в Германии и Институтом энергетики и устойчивого развития в Великобритании: «Согласно оценкам, от 60% до 80% зданий в Центральной Азии – это глинобитные здания, построенные в основном из грунта, глины и саманной глины без соблюдения надлежащих строительных норм и правил. Возраст жилищ в сочетании с местной архитектурой является основной причиной высокого уровня использования энергии для отопления в жилом секторе в Центральной Азии. Отсутствие современных услуг по снабжению тепловой энергией, низкий уровень дохода и высокая потребность в тепле низкоэнергоэффективного фонда зданий в сельских населенных пунктах способствуют потреблению твердого топлива для отопления домов».
Обретение энергетической независимости – это долгосрочный процесс, который требует комплексного и скоординированного подхода со стороны правительств, сильного гражданского общества, развивающихся научных кругов, а также квалифицированных специалистов и борьбы с коррупцией.
Гражданское общество может сыграть решающую роль в обеспечении энергетической независимости и продвижении преимуществ перехода на устойчивые источники энергии. Важно понимать, что мир и безопасность в регионе ВЕКЦА могут быть построены только при совместной работе представителей всех уровней общества. Мы должны предотвратить дальнейшие страдания и разрушение средств к существованию, но для этого нам необходимо перестать зависеть от нефтяных месторождений и сосредоточиться на развитии альтернативной энергетической системы. Чем раньше люди в регионе ВЕКЦА получат доступ к чистой децентрализованной энергии, тем более устойчивыми окажутся эти сообщества перед лицом климатического кризиса.
Автор статьи
Бактыгуль Чыныбаева, менеджерка по коммуникациям CAN ВЕКЦА