Круглый стол, посвященный обзору Деятельности и прогрессу исполнения первой Фазы PPCR, состоялся 25-26 октября в Душанбе. На заседании под руководством г- на Хайрулло Ибодзода координатора PPCR, заведующего отделом экологии и ЧС Исполнительного Аппарата Президента РТ приняли участие представители министерств и ведомств, международных банков развития, неправительственных и международных организаций.
Участниками были рассмотрены результаты деятельности шести основных компонентов 1 Фазы PPCR, которые направлены для улучшения понимания организационных и технических мер, необходимых для интеграции вопросов изменения климата в политику и основные программы страны. Эти результаты помогут более четко определить потенциал для необходимых инвестиций и конкретных мероприятий по повышению потенциала и информированности, секторах управления водными, земельными и энергетическим ресурсами, которые планируется осуществить уже в рамках 2 Фазы -Стратегической Программы по адаптации к изменению климата (SPCR).
При реализации Первой Фазы PPCR были получен ряд важных результатов, которые лягут в основу планирования инвестиций на Второй Фазе. Среди них:
-А1 «Повышение осведомленности» и А3 «Институциональное повышение знаний»(осуществляется ПРООН) В регионах страны проведены тренингов по совместному определению потребностей для повышения потенциала и разработаны рекомендации по повышению потенциала и информированности, продолжается разработка итогового отчета, в котором будет предложены соответствующие стратегии и планы действий. Компонент активно сотрудничает с местными властями, НПО, образовательными учреждениями, СМИ и другими организациями, вовлеченными в процессы генерации и передачи знаний.
— А2 «Климатология и моделирование воздействия изменения климата»(осуществляется АБР совместно с Таджикгидрометом). В рамках данного компонента проведен аналитический обзор по состоянию природных ресурсов и изменению климата с использованием новых прогнозных данных Калифорнийского Университета, основам климатического моделирования обучено 15 сотрудников Таджикгидромета, определены потребности в модернизации Гидрометеослужбы.
— А5 «Анализ подходов по устойчивому управлению земельными ресурсами»(осуществляется Мировым Банком совместно с Центром развития и окружающей среды Бернского Университета). В ходе этого компонента собрано и проанализировано 70 практик устойчивого использования природных ресурсов, задокументированных в международной системе WOCAT, разработан ряд рекомендаций по усовершенствованию законодательства и сельской политики.
— А4 «Усиление адаптационного потенциала в энергетическом секторе» (Осуществляется ЕБРР)
Проведена работа по анализу климатической уязвимости гидроэнергетических систем с использованием 3 климатических моделей, сделаны выводы по наращиванию потенциала и усилению базы знаний.
-А6 «Анализ подходов по климатически устойчивому управлению бассейнами рек» (осуществляется АБР) Проведена необходимая инвентаризация, оценка риска, изучен адаптационный потенциал, разработаны основные направления по управлению рисками стихийных бедствий в бассейне реки Пяндж, который является самым большим речным бассейном в стране с населением более 1.27 млн. чел и одним из основных производителей продовольствия в стране.
Участниками высказаны замечания и рекомендации по повышению эффективности PPCR. В основном они касаются необходимости повышения роли местных сообществ и организаций гражданского общества, учета гендерных вопросов, необходимости координации и синергизма между компонентами программы.
Год назад, в октябре 2010 г. на Конференции «Участие общественности в решении проблем изменения климата», которая проведена по инициативе Клуба ЭкоНПО при поддержке ActCentral Asia общественные организации отмечали, что Проект 1 Фазы не достаточно уделял внимание участию целевых групп, работе по снижению уязвимости населения, а основные направления PPCR напоминали продолжение уже действующих министерских проектов, в которые вносился дополнительный адаптационный компонент.
В настоящее время проект в компоненте А6 начинает уделять большее внимание рискам стихийных бедствий, необходимости развития потенциала общин и местной власти по управлению климатических рисков. Но основной акцент правительство по прежнему желает видеть в мерах по оснащению техникой организаций и различных «физических» мерах , чем на нуждах уязвимых сообществ и мероприятиях по оздоровлению экологических систем. Этот общинный путь по мнению Министерства мелиорации представляется слишком узкосекториальным, и считается, что необходимо найти более устойчивые и долгосрочные механизмы для эффективных инвестиций в водный сектор в долине Пянджа.
В деятельности по компоненте А5, который практически был апробацией научной методологии документации практик для WOCAT (Всемирного Обзора Подходов и Технологий Сохранения) остается ряд нерешенных вопросов, среди которых доступ фермеров к задокументированным практикам, механизмов реализации рекомендаций по сельской политике и внедрению технологий, связи с политикой и деятельностью Министерства Сельского хозяйства РТ.
Правительство отмечает приоритетность адаптационных мер в энергетическом секторе, которые видит в необходимости строительства крупных водохранилищ, повышении надежности управления и снижения рисков ЧС. В этой связи важность работы в компоненте А4 по анализу климатической уязвимости гидроэнергетических сооружений, превалирует над такими вопросами как энергоэффективность, улучшение доступа потребителей к электроэнергии. Вопросы внедрения альтернативных источников энергии так же не входят в деятельность ЕБРР по этому компоненту.
Основным пробелом в повышении потенциала по вопросам адаптации и изменения климата (компонента А1 иА3) видится пробелы в исполнении (отсутствие целей, неадекватное финансирование, отсутствие обзоров по расходам) и недостаточное вовлечение организаций гражданского общества. Роль НПО как важных участников процесса повышения информированности и развития потенциала представляется очевидной. Однако, усиление роли НПО в системе управления знаниями по вопросам адаптации к изменению климата по прежнему встречает недопонимание чиновников. Эффективное сотрудничество правительственных и неправительственных организаций будет в дальнейшем могло бы иметь ключевое значение для распространения знаний и повышения эффективности работ в области просвещения и информированности.
Вопросы гендерной чувствительности PPCR остаются не доработанными. Вопросы доступа женщин к услугам, оборудованию, адаптационным технологиям, образованию должны охватывать все компоненты и включать измеримые показатели прогресса в этом направлении.
Уровень сотрудничества НПО в PPCR остается не достаточным и выглядит скорее всего как формальный атрибут для придания видимости прозрачности и подотчетности процесса, который инициируется Банками. НПО вовлеченные в процесс объединены в климатическую Сеть, но даже это усиление не позволяет получать адекватные ответы на обращения Сети или полноценно влиять на принятие решений. НПО продолжительный период выступали за возможность участия в механизме координации PPCR и должны принять участие в работе Координационного Совета PPCR функции которого недавно утверждены Правительством. Однако его состав до сих пор не определен и будет скорее всего завысить не столько о знания процесса, а от «хорошего поведения» НПО.
Юрий Скочилов, Молодёжный ЭкоЦентр,
Сеть НПО по изменению климата- TajCN