Избрание Дональда Трампа на пост президента США в среду стало основной темой дискуссий в кулуарах переговоров ООН по климату в Марракеше. Главный вопрос — останутся ли США стороной Парижского соглашения по климату?
Трамп неоднократно критиковал план действий администрации Обамы, направленный на снижение выбросов парниковых газов, и является т.н. климатическим скептиком. В среду опасения в отношении нового президента начали оправдываться. Газета «Вашингтон Пост» процитировала советника нового президента по энергетике Кевина Крамера, который сообщил о намерении отправить Парижское соглашение на ратификацию в Сенат США. Где с почти 100% вероятностью ратификация соглашения провалится. Ранее администрация Обамы заявляла, что соглашение не требует ратификации. Вместе с этим, по условиям Парижского соглашения, из него можно будет выйти лишь когда пройдет четыре года с момента вступления в силу.
Большинство комментаторов сходятся в том, что выход США из климатического процесса, что стало реальностью с избранием Дональда Трампа, может привести к очень серьезным последствиям. Вступление в силу Парижского соглашения стало возможным в первую очередь благодаря тесному сотрудничеству в этом процессе Китая и США. Если Трамп на самом деле займется выполнением тех обещаний, которые он щедро выдавал во время избирательной кампании, разрушить климатический переговорный процесс будет не так уж и сложно.
Однако есть и другая сторона медали – вряд ли какие-либо усилия нового президента США смогут изменить существующую реальность, в которой большое количество стран, а также корпораций, в том числе американских, уже заявили о планах по снижению выбросов и не собираются от них отказываться. Усилия Трампа, если таковые последуют, могут нанести ущерб климатическому процессу, однако этот ущерб ощутит и американская экономика.
Рынок зеленых технологий во время работы администрации Обамы получил мощный толчок, год за годом привлекая все больше инвестиций в возобновляемые источники энергии и эффективность. По сути, сокращать выбросы стало выгодно с экономической точки зрения. И это на фоне масштабного сокращения угольной энергетики и государственного регулирования, направленного на сокращение потребления ископаемого топлива ради снижения выбросов. Можно затормозить эти процессы, но вряд ли их возможно повернуть вспять. И даже при реализации сценария выхода США из Парижского соглашения, выбросы все равно будут снижаться, за что нужно благодарить администрацию Барака Обамы. Впрочем, этих усилий не хватило для того, чтобы сделать экологические и климатические вопросы центральными во время выборов президента США.
2016 год скорее всего станет наиболее жарким за всю историю климатических наблюдений, обновив по показателю роста средней температуры на планете рекорды 2014-го и 2015-го. Россия подписала, но не ратифицировала Парижское соглашение. Обнародованные правительством РФ планы по сокращению выбросов на 25% на самом деле подразумевают не снижение, а рост. Это связано с особенностями подсчета, который ведется от уровня 1990 года, после которого в России был резкий спад производства и выбросов парниковых газов. Таким образом, любые спекуляции на тему ограничений в экономике из-за подписания Парижского соглашения не соответствуют действительности. Против присоединения к соглашению активно выступают представители некоторых крупных российских компаний, а также регионов, получающих прибыль от добычи ископаемого топлива.
Источник: below2.ru