К концу этого года государства, возможно, определят окончательную судьбу соглашения по Киотскому протоколу, согласно заявлению главы Секретариата ООН по вопросам климатических изменений.
На пресс-конференции, которая проходила в штаб-квартире ООН, Кристина Фигерес, глава секретариата по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) заявила репортерам, что, несмотря на то, что правительствам предстоит много работы на международных климатических переговорах, главной повесткой дня, которую необходимо обсудить, станет определение, какое будущее ждет эпохальное Соглашение по Киотскому протоколу.
Первый период обязательств по данному договору истекает в конце декабря следующего года. Неудачные попытки продлить или заменить период обязательств по договору способны привести практически к прекращению действия Киотского протокола.
Хотя существуют и другие вопросы, главной политической проблемой, которую необходимо решить в течение оставшихся семи месяцев переговорного времени, является вопрос – продлевать или нет Киотский протокол на второй срок обязательств, сказала она. Фигерес добавила, что, на той стадии, которой, по ее мнению, переговоры находятся сейчас, переговорщики, в конце концов, смогут ответить на этот вопрос еще до встречи в декабре в южноафриканском Дурбане, или же это случится уже в ходе переговоров в Дурбане.
«По моим ощущениям, понадобится много политической ответственности и много политической воли для того, чтобы быть в состоянии решить это»,- сказала Фигерес вчера репортерам. «Каким образом они решат этот вопрос, конечно, пока неясно, но это действительно станет главной политической темой в данном году».
Активные участники и развивающиеся страны хотят введения второго периода обязательств по протоколу, путем продления временных рамок, в результате чего развитые страны окажутся перед лицом принудительных задач уменьшить выбросы парниковых газов. Дебаты по поводу продления Киотского протокола на 2013 год и далее почти привели к неудаче проходивший в прошлом месяце в Бангкоке очередной раунд международных переговоров.
Размышления приводят к более широкому взгляду на вещи. Если позволить Киотскому протоколу закончиться без продления, это может привести не только к окончанию официальных обязательств развитых стран относительно сокращения выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Это также положит конец Механизму чистого развития и Совместному внедрению международных программ по компенсации выбросов.
США, Япония и Россия уже дали понять, что они не станут участвовать ни в каком возможном продлении данного договора. Но Фигерес заявила, что видела в Бангкоке доказательства того, как переговорщики начинали изучать возможность третьего пути: либо такой системы, в соответствии с которой только некоторые, но не все, развитые страны подпишут соглашение о втором периоде обязательств, либо принятия какой-то другой договоренности, при которой схемы Механизма чистого развития и Совместного внедрения продолжат работу.
Фигерес посоветовала прессе следить за развитием поисков этого третьего пути – попытки преодолеть расхождение между теми, кто требует второго периода обязательств по Киотскому протоколу и теми, кто отказывается принимать их. Она сказала, что, возможно, такая сделка не за горами, поскольку страны пока выказали сильную заинтересованность в преодолении «интервала в действии» между сроком окончания Киотского протокола и вступлением в силу другого нового соглашения.
«В Бангкоке страны начали думать немного шире»,- сказала она.
«С одной стороны, они начинают размышлять: «Так, какими могут быть условия, при которых некоторые промышленно развитые страны согласились бы рассмотреть возможность второго периода обязательств?» — вот вопрос. Не то чтобы они на него ответили, но, по крайней мере, они его задали, что означает, что они уже рассматривают так называемую «серую зону» между «да» и «нет» чтобы найти какое-то решение в Дурбане».
Фигерес также недвусмысленно отвергла недавние комментарии главного переговорщика от США по климатическим вопросам Тодда Стерна (Todd Stern), что еще один главный исходящий сверху международный договор в области климатических изменений не является ни таким уж необходимым, ни достижимым в данной атмосфере переговоров.
Стерн также недавно заявил, что Соединенные Штаты никогда не подпишутся под новым соглашением, которое «приравнивает Китай к Чаду» и, согласно которому, другие ведущие производители СО2 должны будут принять ограничивающие обязательства по сокращению своих выбросов, только если и США принудят это сделать.
Фигерес продолжила защищать усилия своего учреждения, направленные на обеспечение еще одного главного спускаемого сверху международного договора в области климатических изменений.
«Что действительно невозможно, — так это не принимать меры в отношении климатических изменений и не делать этого своевременно и на том уровне, которого это заслуживает, и с такой срочностью, которая необходима», — сказала она. «Что недопустимо вообще — это уход от ответственности за последствия климатических изменений в лице собрания стран, и в лице содружества наций».
Фигерес сказала, что, среди неисчислимого количества сложных проблем, которые необходимо решать, перед государственными переговорными командами стоят две главных задачи, которые нужно выполнить в ходе подготовки к предстоящей конференции по климатическим изменениям в Дурбане в конце года.
Одной из них является разработка и последующее создание новых организаций, обещанных прошлогодними Канкунскими соглашениями. Сюда входят создание механизмов финансирования и поддержки развивающихся стран, заинтересованных в решении проблемы климатических изменений и защите против их ощутимых негативных последствий, а также начало создания региональных центров по передаче экологических технологий, образование которых было предложено в ходе переговоров в декабре прошлого года в Канкуне, в Мексике.
Но главная безотлагательная задача – это решить раз и навсегда, что станется с Киотским протоколом 1997 года, сказала Фигерес.
«Им необходимо приблизиться к достижению конкретного прогресса», — сказала она. «Это означает встать лицом к лицу с открытым вопросом относительно будущего Киотского протокола, единственного соглашения на сегодняшний день, которое фиксирует ограничивающие климатические обязательства промышленно развитых стран».