Ознакомьтесь с нашим региональным заявлением в COP29
12 и 13 ноября на COP29 (29-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата) в Баку прошёл сегмент высокого уровня. Президенты и другие высокопоставленные представители стран выступили с заявлениями от имени своих государств. Это была уникальная возможность за три минуты (таков установленный регламент) услышать позицию страны в отношении климатического кризиса.
Мы обратились к нашим членам с просьбой прокомментировать выступления первых лиц их стран. Армения и Украина не были представлены на этом сегменте, поэтому реакции подготовлены по девяти странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, которые входят в географический фокус нашего регионального подразделения Climate Action Network.
АЗЕРБАЙДЖАН
Азербайджан выступает принимающей стороной COP29. На сегменте высокого уровня Азербайджан представлял президент Ильхам Алиев.
Видео выступления (с переводом на азербайджанский), начало в 03:19:00
Джавид Гара, Ecofront:
“Все, что сказал господин Президент, было правильно, но не стоило ограничиваться только этим. Его речь вызвала разногласия среди участников и может быть использована как предлог для некоторых стран уклоняться от своих климатических обязательств.
Он не призвал страны мира к более амбициозным обязательствам по сокращению выбросов или к более ответственному климатическому финансированию. Более позитивная и ориентированная на сотрудничество речь была бы полезнее, чем оборонительный тон и перекладывание вины.”
БЕЛАРУСЬ
На сегменте высокого уровня Беларусь представлял президент Александр Лукашенко.
Текст выступления (на русском)
Ирина Понедельник, Green Network:
“Несмотря на то, что я в оппозиции к режиму Лукашенко, не могу не отметить, что он поднял несколько действительно важных вопросов. Первое: это то, что глобальные усилия пока что ни к чему не привели. Второе: он затронул положение беларуского сельского хозяйства в меняющемся климате. Это, действительно, та сфера, в которой мы можем делать низкоуглеродное развитие. Правда, он сказал, что у Беларуси есть опыт в этом направлении, но это не так: нам нечем здесь делиться! Я надеюсь, что как правительство Лукашенко, так и демократические силы Беларуси начнут обращать больше внимания на повышение устойчивости сельского хозяйства.
Третий важный для меня акцент в выступлении Лукашенко: зелёная экономика. У нас действительно были планы по её запуску в 2021 году, тогда гражданское общество принимало участие в разработке стратегии. Но потом с войной и санкциями это сошло на нет и ничего не было сделано. Это, конечно, хорошо, что он снова задумался над озеленением экономики — видимо, санкции подействовали, денег в стране нет, Россия больше не поддерживает нас финансово и — хочешь жить, умей вертеться. Буду надеяться, что Правительство Лукашенко стало ощущать серьёзные ограничения и поняло, что с этим нужно что-то делать.”
ГРУЗИЯ
На сегменте высокого уровня Грузию представлял премьер-министр Ираклий Кобахидже.
Текст выступления на английском
Нугзар Кохреидзе, некоммерческая организация RICDOG:
“Уже который год выступления грузинского руководства в основном повторяют общеизвестные истины. Без “лекции” о необходимости спасти планету не обошлось и выступление Ираклия Кобахидзе. Можно сказать, что прозвучали только общие обещания о вкладе Грузии в борьбу с изменением климата. При этом премьер Кобахидзе не обозначил, каким конкретно будет этот вклад. То есть: какой процент сокращения будет заложен в новый ОНУВ (определяемый на национальном уровне вклад)?
То, что страны Глобального юга хотят и приветствуют увеличение климатического финансирования от Глобального Севера — это понятно и очевидно. Но не обозначить, какими будут вложения страны в эту общепланетарную проблему — не кажется мне ответственным. При этом премьер обозначил важность помощи от ЕС, что представляется сомнительным уже в ближайшей перспективе, так как между партией власти, представленной как раз премьером Кобахидзе, и ЕС отношения сейчас напряжены и ЕС де факто приостановил процесс кандидатства Грузии. Также под большим вопросом находится процесс гармонизации грузинского законодательства с законодательством ЕС, на который в своей речи успел сослаться премьер.”
КАЗАХСТАН
На сегменте высокого уровня представлял президент Касым-Жомарт Токаев.
Текст выступления на английском
Светлана Могилюк, общественное объединение “ЭКОМ”:
“Отрадно, что в своём выступлении президент Казахстана чётко отметил потребности Центральной Азии в свете изменения климата. Это очень важно, чтобы голос региона уверенно звучал на таких глобальных встречах. Президент также обозначил исключительно важную для нас задачу: улучшить управление водными ресурсами. В этом отношении у Казахстана есть большой потенциал — через повышение эффективности использования воды. Но пока что мы, будучи одной из вододефицитных стран мира, тратим очень много воды на душу населения.
Вместе с тем, очень большую тревогу вызывают планы по использованию атомной энергии. Это решение обернётся не только рисками для окружающей среды, но и большими финансовыми затратами. В особенности печально, что нерешённый вопрос с радиоактивными отходами ляжет тяжёлым грузом на будущие поколения! В Казахстане есть большой, но малоиспользуемый ресурс — повышение энергоэффективности. Вместо расширения угольных станций и строительства АЭС нашей стране в первую очередь следует направить усилия и финансы на более эффективное использование уже производимой энергии. И тогда мы смогли бы внести серьёзный вклад в глобальный климатический процесс — снижая использование ископаемого топлива, выбросы парниковых газов и в целом нагрузку на окружающую среду.”
Вадим Ни, Социально-экологический фонд:
“Во время проведения республиканского референдума по строительству АЭС, который прошёл в Казахстане в октябре этого года, мы выступили с позицией против атомной энергетики. Мы считаем, что её включение в качестве опции низкоуглеродного развития не является экологически устойчивым и справедливым энергетическим переходом.
Атомная энергетика перекладывает проблему нынешнего поколения с выбросами парниковых газов на многие будущие поколения, которым придётся решать проблемы с накопленными от их деятельности радиоактивными отходами. Огромный объём необходимых инвестиций, долгий период проектирования и строительства АЭС делает этот процесс крайне непрозрачным по стоимости и неактуальным по времени получения энергии от них. То, что атомные страны строятся по миру небольшим кругом влиятельных государств, ставит другие государства в зависимость от них. Неудивительно, что местные сообщества воспринимают такой переход в качестве несправедливого и навязанного извне выбора.”
КЫРГЫЗСТАН
На сегменте высокого уровня Кыргызстан представлял президент Садыр Жапаров.
Общественное объединение “MoveGreen”:
“Мы поддерживаем озвученные амбициозные цели по сокращению выбросов на 44% к 2030 году при условии международной поддержки. Позитивным сигналом являются планы по достижению углеродной нейтральности за счёт развития ВИЭ, повышения энергоэффективности, улучшении систем теплоснабжения и повышении информированности населения о необходимости сокращения выбросов в энергетике.
Вместе с этим, мы выражаем обеспокоенность планами по снижению потребления угля через газификацию. Поскольку замена угля на газ является лишь временной мерой, которая продлевает зависимость от ископаемого топлива.
В заявлении главы государства мы хотели бы услышать о роли гражданского общества в достижении климатической справедливости. Активисты должны иметь голос при принятии климатических решений. Гражданское общество является ценным ресурсом знаний и опыта, а вовлечённость граждан в климатическую повестку — основным фактором для успешного осуществления климатической политики.
Мы призываем правительство пересмотреть планы по газификации, обеспечить полноправное участие общественности в климатической политике для повышения подотчётности и прозрачности использования климатического финансирования.”
МОЛДОВА
На сегменте высокого уровня Молдову представляла президентка Майя Санду.
Текст выступления на английском
Елена Кулигин, Национальный Экологический Центр:
“Послание эффективно подчёркивает уязвимость Молдовы перед изменением климата, акцентируя парадокс: страна с минимальными выбросами является одной из наиболее пострадавших от климатических изменений в Европе.
Молдова лишь минимально причастна к возникновению этой проблемы, но в значительной степени ощущает её последствия. Акцент на климатическом равенстве в заявлении главы государства усиливает призыв Молдовы к более богатым странам о справедливой поддержке.
Президент Санду абсолютно правильно сказала, что нельзя забывать об уязвимых группах населения Молдовы, особенно сельских сообществах и фермерах, которые уже сталкиваются с экономическими и социальными трудностями из-за меняющегося климата.
Президент упомянула об усилиях Молдовы в области адаптации и повышения устойчивости, таких как Национальная программа лесовосстановления, но не упомянула об проектах по энергоэффективности, восстановлению водосборных бассейнов и сохранению биоразнообразия. Это позволило бы представить нашу страну как активного регионального лидера в сфере устойчивого развития, несмотря на наличие ограниченных ресурсов на это. Как и другим особенно уязвимым странам, Молдове необходим быстрый доступ к финансированию.”
РОССИЯ
На сегменте высокого уровня Россию представлял премьер-министр Михаил Мишустин.
Владимир Сливяк, группа “Экозащита!”:
“Вопреки заявлениям на COP29, Россия остается климатическим аутсайдером. Россия говорит об углеродной нейтральности к 2060 году, но не имеет хоть сколько-нибудь реального плана по достижению этой цели. Стратегии развития страны предусматривают значительный рост добычи ископаемого топлива, а не сокращение, как того требует углеродная нейтральность.
Доля возобновляемой энергии в России ниже 1%, но это не мешает российскому премьер-министру в Баку говорить, что в энергобалансе страны 85% “чистой” энергии. Пока Россия играет словами, чтобы замаскировать отсутствие действий — время уходит, климатический кризис углубляется.”
ТАДЖИКИСТАН
На сегменте высокого уровня страну представлял президент Эмомали Рахмон.
(Комментарий ожидается.)
УЗБЕКИСТАН
На сегменте высокого уровня страну представлял президент Шавкат Мирзиёев.
Наргис Косымова, общественное объединение “Ekolog”:
“Президент Шавкат Мирзиеёв подчеркнул готовность Узбекистана к открытому диалогу и партнёрству. Его выступление стало отражением больших амбиций нашей страны в области климатических действий.
Глава государства озвучил несколько инициатив. Он призвал ООН разработать Декларацию об обязательствах по обеспечению здоровья и экологической безопасности речных экосистем. Ещё президент предложил создать в Узбекистане две новых струткры: региональный банк генетических ресурсов, который должен стать вкладом в повышение устойчивости растениеводства, и инновационный агропромышленный хаб ООН для государств, не имеющих выхода к морю.
Президент Мирзиёев выдвинул инициативу учредить Альянс климатических столиц мира, который бы стал платформой для трансфера передовых знаний и практик для устойчивого развития мегаполисов и городов и провести его первый форум в Ташкенте.”