22 сентября в штаб-квартире ООН на полях сессии Генеральной Ассамблеи прошла встреча глав государств и правительств, на которой обсуждались проблемы изменения климата. Глава ООН Антониу Гутерриш говорил с лидерами стран о чрезвычайной климатической ситуации; в частности наводнение в Пакистане, смягчение последствий выбросов, финансирование деятельности по борьбе с изменением климата, адаптация к новым реалиям, а также компенсация потерь и ущерба.
«Потери и ущерб» — это общий термин, используемый на переговорах ООН по климату для обозначения последствий изменения климата, когда ни смягчение (снижение выбросов), ни меры адаптации уже не могут предотвратить потери и ущерб от изменений климата. Они могут быть как от экстремальных явлений (сели, засух, волны жары и т.п.), так и от медленно развивающихся явлений, например, повышения уровня Мирового океана вызванные антропогенными действиями. Во многих случаях уже сейчас поздно что-либо предпринимать, потерь и ущербов не избежать, и существуют пределы адаптации.
Регион Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии уязвим для различных опасностей, включая наводнения, землетрясения, засухи, оползни и лесные пожары. За последние 30 лет произошло 500 значительно крупных наводнений и землетрясений, привели к примерно 50 000 смертельных случаев и более чем 80 млрд. долларов США в ущерб.
Сумма потери и ущерба от засухи, таяния ледников и лесных пожаров стран ВЕКЦА за последние годы не изучены, не составлен статистический анализ.
Война и новые вызовы
С февраля 2022 года регион ВЕКЦА столкнулся с новым вызовом — война, начатая Россией в Украине. В данное время несколько вооруженных конфликтов происходит в странах ВЕКЦА кроме войны в Украине; вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе, вооруженное столкновение Армении с Азербайджаном. Любой военный конфликт влечет экологические угрозы для населения, которые могут давать о себе знать через много лет.
Координаторка сети CAN ВЕКЦА Ольга Бойко считает что вооруженные конфликты еще больше усугубляют экологическую и климатическую ситуацию в регионе.
“В этом году во время COP 27 вопрос потери и ущерба получит в регионе ВЕКЦА новый смысл. Поскольку регион сейчас страдает от множественных военных конфликтов. Из-за войны разрушается экосистема, загрязняется почва, вода. Вся работа по возобновляемым источникам энергии и по адаптацию изменению климата которая была сделана в регионах находящихся в зоне боевых действий под угрозой. Кроме этого военные действия приводит огромным количествам выбросов парниковых газов и вся работа которая была сделано по сокращению выброса парниковых газов также находится под угрозой. В связи с этим в регионе ВЕКЦА тема потери и ущербов обрела новый смысл в контексте потери и ущерба от военных конфликтов. Нам предстоит решить вопрос ответственности за выбросы связанные с войной, на какую страну они будут возложены. Кроме этого надо понять что огромные ресурсы потребуются на восстановление экосистем, в частности разминирование огромных площадей в Украине. Необходимо как можно скорее закончить военные конфликты, если мы хотим встать на путь зеленого энергетического перехода и все еще сохранить нашу планету”.
В рамках подписанного в 2015 году Парижского соглашения по климату развивающимся странам было обещано 100 миллиардов долларов в год для финансирования инициатив, которые помогут им справиться с последствиями глобального потепления. Пока эта цель не достигнута.
Нугзар Кохреидзе, соучредитель и председатель Научно-интеллектуального клуба «Диалог поколений» обозначил основные моменты потерь и ущерба в Грузии.
«Только за неполный нынешний год в Грузии потери и повреждения в результате климатических изменении значительны. Более в 50 поселениях и сёлах страны созданы проблемы подачи питьевой воды и значительны вызовы по орошению. Особенно, засушливая погода сказалась на сельском хозяйстве в Западной Грузии, где урожай кукурузы очень низкий. Выросло количество лесных пожаров и к текущему моменту выжжено около 200 гектаров леса. Также огромные проблемы вызывают оползни и селевые потоки в горных районах Грузии: Казбеги, Душети, Мцхета и другие. Ущербы до сих пор подсчитываются, но уже понятно, что они значительны и необходимы срочные меры по предотвращению».
Эксперт из Кыргызстана в области охраны окружающей среды и изменения климата Владимир Гребнев считает, что страны Центральной Азии должны выступать едино по вопросам потерь и ущерба.
«После общего отсутствия прогресса потери и ущерб снова займут центральное место на COP 27. Мир будет следить за тем, воспользуются ли развитые страны этой возможностью, чтобы продемонстрировать солидарность с уязвимыми странами, согласившись, наконец, создать механизм высококачественного финансирования для решения проблем с потерями и ущербом. Для стран Центральной Азии этот вопрос весьма актуален. Но пока не было ни одного единого заявления всех стран Центральной Азии, хотя на СОР 26 был специальный Павильон стран Центральной Азии «5 стран – 1 регион – 1 голос». Возможно именно эта тема даст шанс объединится странам на COP27».