26 апреля, в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, региональная сеть CAN ВЕКЦА опубликовала свою позицию по атомной энергии. Кроме того, мы направили письма трем правительствам стран – Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, где планируется строительство атомных электростанций. Нас интересовало, действительно ли правительства этих стран полностью осознают все риски, связанные с возможным строительством атомных станций на их территориях.
Согласно нашим наблюдениям, общественные обсуждения и дискуссии в медиа, касающиеся атомной энергии, часто сопровождаются множеством стереотипов и неточностей. Поэтому в нашей позиции мы предоставили достаточно фактов, чтобы лица, принимающие решения, и общественность смогли самостоятельно ознакомиться с ситуацией и понять, что развитие атомной энергетики в регионе ВЕКЦА создает больше проблем, чем решений.
Что мы получили в ответ?
Казахстан
Министерство энергетики Казахстана ответило довольно быстро и ознакомилось с нашей позицией. В письме-ответе, подписанном вице-министром Жандосом Нурмаганбетовым, утверждается, что Казахстан стремится достичь углеродной нейтральности к 2060 году, но из-за ограниченного срока эксплуатации солнечных и ветровых источников энергии, рассматривается постройка АЭС.
Мы также получили ответ от Министерства экологии и природных ресурсов Казахстана, в котором они настаивают, что газ и атом считаются зеленой энергией, поскольку «Европейская комиссия внесла газовую и атомную энергетику в список зеленых технологий.» Однако, при добыче урана образуются парниковые газы, что вызывает сомнения в экологичности данной энергетической формы. Последствия аварий на АЭС, таких как в Чернобыле в 1986 году и Фукусиме в 2011 году, демонстрируют, что целые регионы становятся непригодными для жизни на долгое время, и огромные затраты на ликвидацию последствий ложатся на общество, а не на отрасль.
Министерство Экологии природных ресурсов подчеркивает, что выбор площадки размещения АЭС должен основываться на благоприятных природных и технических условиях, а также положительном общественном мнении. Однако остается вопрос, знают ли люди достаточно о рисках, и насколько открыта эта информация. Также в июне стало известно, что вопрос о строительстве атомной электростанции в Казахстане все-таки не будет выноситься на референдум, что вызывает дополнительные вопросы.
Относительно «Росатома,» вице-министр ответил, что никто не гнет свою линию, а все компании ищут сотрудничество. Проект атомной станции малой мощности (AСММ) в Казахстане пока находится на стадии предварительного технико-экономического обоснования, и окончательное решение о строительстве АЭС будет приниматься с учетом всех аспектов, включая общественное мнение и парламент.
Кыргызстан
Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызстана предоставило подробные объяснения относительно сотрудничества с «Росатомом» и переработки ураносодержащего сырья.
В постановлении Правительства Кыргызской Республики от 24 июня 2019 года №314 «О запрещении деятельности, связанной с геолого-поисковыми, геологоразведочными работами, разработкой урановых, ториевых месторождений в Кыргызской Республике» говорится об ограничениях на ввоз сырья. В Министерстве утверждают, что ураносодержащее сырье (являющееся радиоактивным) будет добываться и перерабатываться компанией «Росатом» на принадлежащих корпорации предприятиях ядерного топливного цикла, ни одно из которых не расположено на территории Кыргызстана. На территорию Кыргызстана будут ввозиться уже готовые тепловыделяющие сборки (ТВС), предназначенные для загрузки в ядерный энергетический реактор.
В ноябре 2022 года Министерство энергетики Кыргызстана и АО «Росатом Энерджи Проджектс» подписали Техническое задание на проведение предварительного технико-экономического обоснования сооружения проекта АСММ на территории Кыргызстана. Однако члены чети “Зеленый Альянс Кыргызстана” выступили против этой инициативы и запустили петицию. На нашу позицию-обращение Министерство энергетики Кыргызстана ответили так: “…Текущие договоренности не предполагают немедленной реализации проекта АСММ, решение о строительстве станции на данный момент не принято, сейчас только прорабатывается возможность реализации проекта. Важно отметить, согласно статье 11 Закона Кыргызской Республики от 28 января 1997 г. №8 в редакции от 24 июля 2019 г. №99 «Об электроэнергетике», «Строительство любой атомной электростанции должно быть санкционировано решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”.
Кыргызстан уже несколько лет не может решить проблему урановых хвостохранилищ на территории страны. В 2019 году более 200 экологических активистов вышли на митинг в Бишкеке против добычи урана российскими компаниями. После митинга Правительство создало комиссию, которая должна «тщательно» изучить воздействие работ на урановом месторождении на окружающую среду.
Одновременно с этим депутаты парламента инициировали два законопроекта по мораторию на добычу урана. Один из них предусматривает мораторий на добычу урана по всей стране до 2070 года, а другой устанавливает запрет на 20 лет и ограничивается только Иссык-Кульской областью. Как повлияет инициатива строительства АЭС в стране на эти моратории пока не известно.
Узбекистан
Официальные стороны Узбекистана пока не ответили на нашу позицию.