Вчера буквально огорошила новость: с начала лета на Байкале сгорело от 1,2 до 1,5 миллионов гектаров леса. Для сравнения – это примерно половина Крымского полуострова или больше тысячи Химкинских лесов. Речь не только о площади – это были одни из красивейших мест на Земле, вернуть которые при нашей жизни уже невозможно. Неудивительно, что первая реакция многих – бросить все и сорваться с риском для жизни тушить горящую тайгу.
Не хочу никого отговаривать, но давайте сначала оглядимся и попробуем трезво оценить, насколько это поможет.
Горел этим летом не только Байкал. Климат меняется, и катастрофические лесные пожары – одно из самых драматичных последствий этого изменения. В США в этом году такие пожары бушевали в Айдахо и Калифорнии. Охваченные огнем площади выросли более чем в 2 раза с 1970-х Начиная с 2000 года как минимум 10 штатов зафиксировали крупнейшие лесные пожары за всю свою историю.
Америка встревожена, конгрессмены обсуждают, насколько нужно увеличить бюджет Лесной службы, чтобы справиться с бедой.
От российских депутатов, кажется, ничего подобного не слышно. Но вот насчет бюджета хочется поговорить особо. Федеральная лесная служба США контролирует 193 млн. акров (77 млн. гектаров) федеральных лесов и лугов. В этом году на борьбу с пожарами в ее бюджете заложено 2,27 млрд. долл. (возможно, в реальности потребуется больше). Получается, что на защиту американского леса от пожара выделяется примерно 30 долларов на гектар ежегодно.
А теперь –посмотрим на Россию. КоммерсантЪ за 2012 год называет сумму, выделенную на тушение лесных пожаров – 10,7 млрд рублей (и это еще хороший год). Получается 0,35 млрд. долларов по тогдашнему курсу, или в 6,5 раз меньше, чем в бюджете Федеральной лесной службы США. Но это еще не все.
Площадь земель Государственного лесного фонда в России (аналог федеральных лесов в Америке)- 1146,1 млн га. Арифметика показывает: на защиту от пожаров гектара государственного лесфонда России приходится 30 центов – ровно в сто раз меньше, чем в США. Даже если добавить к сравнению все леса Америки (включая частные и муниципальные, в тушении которых Федеральная лесная служба не играет активной роли) – то и в этом случае получим ошеломляющую разницу в 25 раз.
В этих цифрах и скрыт ответ на вопрос: могут ли волонтеры победить лесные пожары? Недостающие миллиарды, не купленные вездеходы и самолеты-амфибии, не обученные и не взятые на службу профессионалы – все это не компенсируешь горячим и искренним энтузиазмом. Российское государство де-факто устранилось от эффективной охраны лесов, и заменить его волонтерам вряд ли по силам. Тем более, что на следующий год история с пожарами наверняка повторится, а энтузиазм имеет свойство иссякать.
Единственный путь – заставить государство тратить на борьбу с лесными пожарами в десятки раз больше. Ничего невозможного в этом нет, ведь страна планирует потратить на «оборону и безопасность» 1,5 триллиона рублей в этом году. Но ведь в 21 веке изменение климата и связанные с ним стихийные бедствия — и есть главная угроза безопасности.
Только вот есть одно «но»: влиять гражданскому обществу на вопросы ценой в миллиарды у нас не велено. Все механизмы влияния общества на власть — от выборов до судов — пришли в негодность (или, точнее, в нее приведены). На самом деле, поразительно то упорство, с которым российские власти стараются не «прогнуться» под требования россиян даже в мелочах –вспомнить хоть историю с трассой через Химкинский лес. Тогда волонтеры и НКО нашли множество решений, позволявших и дорогу построить, и лес сохранить. Больше 2/3 населения эти решения поддерживало. Только вот слушать их в руководстве страны никто даже и не подумал.
Хотелось бы ошибиться, но, боюсь, Аркадий Бабченко прав: сегодня мы ничем не сможем помочь Байкалу. Пожалуй, предел возможностей гражданского общества в нынешней России– отстоять парк или сквер под собственными окнами. Да и то, если в его уничтожении нет интересов кого-то из «особо приближенных» к сами-знаете-кому. Остается пытаться защищать то, что можем – и объединяться, помогать друг другу, копить силы. Чтобы когда-то построить страну, где мы будем гражданами, а не досадной помехой для «осваивающих» миллиарды. Будем надеяться, что Байкал до этих дней доживет.
Источник: activatica.org