Международное энергетическое агентство в экстренном выпуске своего доклада сообщило, что «цена» отсрочки для принятия активных мер в отношении изменения климата до 2020 г. — 5 трлн долларов. При этом эксперты утверждают, что адекватные меры «быстрого реагирования» по снижению парниковых газов не буду иметь негативных последствий для экономики стран.
«Реализация запланированных на сегодняшний день мер по противодействию изменению климата не позволит ограничить глобальное потепление двумя градусами» — считают авторы специального доклада «Перерисовка энерго-климатической карты», опубликованного в конце июня Международным энергетическим агентством (МЭА).
Обратиться к странам мира со специальным докладом экспертов МЭА, по их словам вынудила острота ситуации — до 2015 года ни один международный климатический документ не будет подписан, а юридические обязательства, вытекающие из соглашения, вступят в силу не ранее 2020 года.
Констатируя ситуацию, авторы доклада подчеркивают, что частота и интенсивность экстремальных климатических явлений (жара, наводнения и др.) будет увеличиваться, глобальная температура и уровень мирового океана – повышаться. При этом эксперты уверены, что задача по снижению выбросов является «абсолютно технически выполнимой», хотя и крайне сложной. Для достижения цели необходимо предпринять активные действия не дожидаясь 2020 года.
Основной сферой мировой климатической активности, по мнению западных экспертов, должна стать энергетическая отрасль, на которую приходится около двух третьих выбросов парниковых газов.
Авторы доклада предлагают национальным правительствам сделать ставку на меры быстрого реагирования. Четыре направления энергетической политики, предлагаемые МЭА, могли бы способствовать сокращению парниковых газов на 80 %. Эти действия должны привести к изменениям, достаточным для того, чтобы выйти на уровень 2 C. В свою очередь, это позволило бы выиграть драгоценное время, пока продолжаются международные переговоры по проблемам климата перед конференцией в Париже (2015 год) и пока государства принимают необходимые решения в ожидании заключения международного договора.
В качестве мер быстрого реагирования эксперты предлагают действия, о которых неоднократно заявляли представители неправительственных организаций в своей Позиции по энергетическим вопросам. Главными составляющими новой энергетической стратегии должны стать «конкретика» в области энергетической эффективности, ограничение строительства и использования угольных электростанций, сокращение выбросов метана при добыче нефти и природного газа и постепенное сокращение субсидий для потребления ископаемого топлива.
Благодаря указанным действиям к 2020 году возможно сокращение выбросов мировой энергетики на 1,5 Гт, что сравнимо с текущим уровнем выбросов в России – подчеркивают эксперты МЭА.
Дополнительные инвестиции в указанную сферу будут с лихвой компенсированы за счет снижения расходов на топливо. Кстати, объем субсидий на потребление ископаемого топлива в 2011 году составил 523 млрд долларов, что почти в шесть раз превышает объем поддержки развития возобновляемых источников энергии.
Авторы доклада МЭА утверждают, что энергетическая отрасль в первую очередь должна быть заинтересована в вышеперечисленных мерах, поскольку экстремальные климатические явления ставят под угрозу электрические станции и сети, газо- и нефтепроводы и другие элементы инфраструктуры энергетической отрасли. Существуют также и «вялотекущие» процессы, вызванные изменением климата, которые также имеют негативное влияние на энергетику: повышение уровня мирового океана для прибрежной энергетической инфраструктуры, нехватка воды для электростанций, изменение спроса на отопление и охлаждение и др.
Очевидно, что все перечисленные западными экспертами проблемы и меры имеют прямое отношение к России, обладающей огромным потенциалом для снижения энергозатрат промышленного производства, перспективы по утилизации попутного нефтяного газа, и до сих пор делающей ставку на ископаемые виды топлива.