После хаоса, внесенного Польшей в переговоры членов Европейского союза о целях по сокращению выбросов парниковых газов, неожиданным союзником Европейской комиссии выступил большой бизнес, считающий ориентацию на ископаемые виды топлива рискованной, а низкоуглеродные планы все более надежной поддержкой активов. Представители общественных экологических организаций надеются, что точка зрения большого бизнеса Европы повысит мотивацию к озеленению экономики и у российских предпринимателей.
Во время недавней встречи министров окружающей среды в Брюсселе Польша наложила вето на план других 26-ти государств-членов ЕС по целям сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) в период после 2020 года. Переговоры длились неделю, но коллегам по Европе не удалось убедить Польшу, чья энергетика до сих пор сильно зависит от угля.
В 2008 году европейские лидеры «торжественно» договорились сократить объем выбросов на 20% к 2020 году от уровня 1990-го. Большинству стран эти цели показались вполне выполнимыми, «помог» и экономический кризис. На этапе после 2020-го Европейская Комиссия предлагала одобрить долгосрочный план по сокращению выбросов на 80% к 2050 году, что предполагало 40%-ое сокращение к 2030-му и 60%-ое — к 2040-му.
Поддержка амбициозных климатических планов Европейской Комиссии, которую продемонстрировал крупный бизнес, стала неожиданностью. Реальную деятельность по снижению выбросов приходится осуществлять именно промышленным корпорациям. Кроме того, бизнесу, в отличие от политиков, приходится строить свои планы ориентируясь на более короткие этапы, определяя четкие и реалистичные параметры.
«Многие корпорации начинают принимать долгосрочные решения и вести довольно напористую энергетическую политику – рассказал информационному агентству Reuters Бен Уоррен, руководитель энергетического и экологического отдела Ernst & Young. – Бизнес дошел уже до той стадии, когда перестает ориентироваться только на официальную политику. Корпорации самостоятельно оценивают и формируют свои долгосрочные перспективы».
Важно отметить, что поддержка планов Европейской Комиссии по снижению выбросов парниковых газов для бизнеса отнюдь не голословна. Большинство европейских компаний уже разработали собственные планы зеленого развития. К примеру, В 1998 году в рамках пятилетнего плана развития компания Shell поставила себе цель сократить к 2002 году выбросы ПГ на 10 % по сравнению с 1990 г. Цель была достигнута. Это стало возможным благодаря прекращению выбросов и уменьшению сжигания попутного газа в процессе добычи нефти на месторождениях и осуществлению комплекса мер по повышению энергоэффективности на нефтеперегонных и нефтехимических предприятиях и при производстве конечных продуктов. В отсутствии этих мер деятельность компании после 1990 года неминуемо привела бы к увеличению выбросов ПГ со 114 млн тонн до почти 140 млн тонн СО2.
Многие руководители бизнеса придерживаются мнения, что ориентация на ископаемые виды топлива создает риск для их активов, в то время как низкоуглеродные планы выглядят все более и более вероятными и привлекательными.
«Мы должны иметь четкое видение своих планов до 2030 год сейчас, а не только краткосрочные планы на три-четыре года — поясняет Дэвид Хон, советник по изменению климата Shell.
Как считают сторонники плана Европейской Комиссии, сохраняющаяся неопределенность в вопросе обязательств по снижению выбросов является одной из причин обвала цен на европейском углеродном рынке. По мнению руководителя климатического и энергетического секретариата Великобритании Эда Дэйви, «необходимо удвоить усилия по разъяснению Польше, что переход к низкоуглеродной экономике является частью долгосрочного экономического роста в Европе».
«В России работает много международных и европейских кампаний. – говорит Ольга Сенова, руководитель Климатического секретариата Российского социально-экологического союза. — Среди них и Ernst & Young, и Shell, и много других. Климатический секретариат РСоЭС надеется, что долгосрочные планы и решения этих компаний будут включать меры по постепенному уменьшению использования ископаемого топлива, по снижению выбросов, в том числе и на своих объектах на территории нашей страны. Это должно создать мотивацию к подобным действиям и у российских компаний»…
Несмотря на разногласия в вопросе целей по выбросам, европейским министрам удалось в Брюсселе согласовать заявление, поддерживающее спорное решение об «углеродном» сборе с авиакомпаний, до сих пор вызывающее возмущение и угрозы со стороны США, Китая и России.
Источник: rusecounion.ru