Руководители стран со всего мира встретятся в Нью-Йорке в сентябре на климатическом Саммите, организованным по инициативе Генерального Секретаря ООН Пан ги Муна. Готовы ли лидеры стран к этому событию?
Мировая политика в области изменения климата редко предоставляет возможности для чего-то нового — на переговорах по изменению климата (начиная с 1992 года) неизменно рассматриваются одни и те же вопросы, проблемы и пути их решения.
Но в этот раз все иначе: Пан Ги Мун приглашает руководителей государств встретиться с ним лично и дать ему «амбициозные обещания» в рамках их национальных планов по решению проблемы изменения климата.
На этом однодневном Саммите, запланированном на 23 сентября, не будет никаких официальных переговоров или политических компромиссов.
Наоборот, Саммит представит собой возможность для глав государств собраться вместе, впервые с момента провальной конференции ООН в Копенгагене в 2009 году, и при участии представителей бизнеса и гражданского общества, огласить национальные меры по борьбе с изменениями климата, а также проинформировать, каким именно образом они будут это делать.
Фото: World Bank Photo Collection
Общественное давление
Несмотря на то, что Саммит организован ООН, он будет проводиться отдельно от процесса климатических переговоров, которые также проходят под эгидой Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН).
Традиционный процесс климатических переговоров с каждым годом показывают свою всю меньшую эффективность. Вот уже на протяжении нескольких лет высокопоставленные политики обстоятельно обсуждают, как должно выглядеть новое глобальное соглашение. А поскольку окончательное решение может быть принято только при достижении консенсуса между всеми странами, то времени для переговоров осталось не много: новое соглашение должно быть подписано уже в 2015 году в Париже.
Еще одна проблема: недостаточно высокий уровень представительства от стран-переговорщиков. «В то время как в переговорах в рамках РКИК ООН участвуют, в лучшем случае, Министры охраны окружающей среды, формат Климатического саммита Пан Ги Муна предусматривает участие исключительно руководителей государств, отображая актуальность проблемы подготовки текста климатического соглашения 2015 года», — говорит Майкл Джейкобс, экс-советник по вопросам изменения климата Премьер-министра Великобритании Гордона Брауна.
«Собрание руководителей государств для принятия обязательств на этом этапе меняет правила игры,» – говорит Джейкобс в своем интервью RTCC. «Политика в области изменения климата — это фактически экономическая политика, но вы не можете управлять экономической политикой государства, если вы — Министр охраны окружающей среды. Необходимы Министры экономики и финансов, а также Глава государства. Подобные мероприятия не проводились с 2009 года, и с тех пор у нас появилось множество новых руководителей».
Между тем, предоставление странам возможности заменить переговоры национальными обязательствами сродни объявлению однодневного перемирия: руководители стран объявят о национальных планах борьбы с изменениями климата, не укоряя других за отсутствие у них таковых, и не беспокоясь о том, что их могут в этом укорить.
По словам Джейкобса это, прежде всего, должно привести к более «гармоничному» принятию «взаимно поддерживающих амбициозных целей» по сравнению с общими разногласиями, который присущи переговорам. Поэтому от Саммиту ожидают многого.
Что необходимо пообещать?
Новый формат собрания не предполагает согласованного протокола, который главы государств должны принять по окончанию Саммита.
Однако, в начале мая участники встречи на высоком уровне в Абу-Даби уполномочили ООН уладить все несогласованные моменты. И согласно презентации помощника Генерального секретаря ООН Роберта Орра, руководители государств должны «обеспечить видение национальных усилий и международных целей» и «анонсировать будущие цели и действия в виде мер национального масштаба”.
«От глав правительств ожидается, что часть их национальных обязательств войдет в соглашение 2015 года. А обязательства, с которыми страны приедут на Саммит, должны быть основаны на «восходящем» подходе решения климатических проблем в отдельных секторах экономики, и уж точно, не содержать никаких цифр. Характер обязательств будет определяться в рамках восьми направлений, которые было предложено обсудить министрам на встрече в Абу-Даби», — сказал Джейкобс – «среди таких вопросов: аспекты в сфере энергетики, транспорта, лесного хозяйства, управление городами, сельского хозяйства, финансов и устойчивости, адаптации к и снижения риска возникновения катастроф».
Напряжение
Если страны действительно планируют выполнить обещания в рамках работы на Саммите, а не просто в очередной раз неубедительно заявить о необходимости амбициозных целей, то предстоит еще многое сделать. «Пан Ги Мун призвал руководителей приходить с реальными предложениями, а не просто поговорить”, — сказал Джейкобс.
Возможно ли, что, пусть даже под бдительным оком Генерального секретаря, страны полностью прекратят свои споры?
По словам Элины Бардрам (представитель ЕС), несмотря на общую положительную атмосферу встречи министров, которая состоялась в начале мая в Абу-Даби, различия в восприятии все еще очевидны.
По ее словам, Саммит Пан Ги Муна должен стать стартом гонки за первенство, «но многие, особенно наименее развитые страны, не считают себя уполномоченными принимать участие в такой гонке».
На протяжении последних лет бедные страны утверждают, что несвоевременное оказание развитыми странами финансовой поддержки для эффективной борьбы с изменением климата не позволяет им давать обещания, поскольку они опасаются, что выполнение таких обязательств будет им «не по карману».
Бардрам считает, что решение пригласить представителей бизнеса может получить негативную оценку развивающимися странами, которые, среди прочего, заявляют, что сосредоточение на «преобразовании экономики» означает, что «о человеческих качествах каким-то образом забыли.»
«Венесуэла выразила озабоченность тем, что на повестке дня слишком много вопросов, в которых заинтересованы бизнес-структуры», — сказал Джейкобс и предположил, что встреча «должна также уделять внимание проблемам бедности, равноправия и местных общин, а не только тому, что может сделать бизнес», — меры, о которых он говорит, получили широкое одобрение, и, вероятно, будут включены в окончательную повестку дня.
Но, если говорить в целом, сохраняется надежда на то, что Саммит приведет к разработке конкретных мер и, кажется, все еще сохраняются шансы на то, что, когда главы государств соберутся в кабинете Пан Ги Муна для семейной фотографии на память, будут запечатлены не их гримасы, а улыбки.
Материал подготовлен: Софи Йео
Оригинал статьи можно найти здесь.