Новое климатическое соглашение, при посредничестве ООН показалось таким далеким как никогда после очередного раунда переговоров в Бангкоке, состоявшегося в начале апреля. Первое в этом году заседание по рассмотрению РКИК ООН стало свидетелем того, как в переговорном процессе случилось отступление с предварительных позиций, занятых в Канкуне, в декабре прошедшего года.
Издавна существующее деление стран на бедных и богатых, кажется, с новой силой вернулось вновь после некоторого успеха в Канкуне, в декабре прошлого года, когда был заключен предварительный договор о специальных, но ограниченных мерах, впервые обозначенных в Копенгагенском договоре годом раньше. Значительный прогресс на следующей ежегодной Конференции ООН в Дурбане и заключение окончательного соглашения в течение года сейчас кажутся недостижимыми.
Развитые страны в большинстве своем хотят продолжать двигаться в заданном в Канкуне направлении – основываясь на добровольных обещаниях, данных в Копенгагене, которые лягут в основу нового всемирного климатического соглашения, более всеохватывающего, чем Киотское, в рамках которого основные загрязнители будут предпринимать различные действия для уменьшения выбросов. Это также включает в себя отдельные мероприятия по защите лесных насаждений, климатической помощи и передаче технологий.
Развивающиеся страны, включая и Китай, настаивают на том, чтобы любое новое соглашение было юридически обязательным, а не добровольным. Они также хотят, чтобы новый период действия обязательств по Киотскому протоколу был окончательно согласован в Дурбане – тем самым связывая развитые государства (кроме США) новой порцией обязательств по уменьшению выбросов вплоть до 2020 года – до того, как те сдержат какие-либо обещания согласно новому, более широкому соглашению.
И совсем наоборот, неевропейские развитые государства, в особенности Япония и Россия, высказываются против продления Киотского соглашения, до тех пор, пока США и главные мировые загрязнители, такие как Китай и Индия первыми не согласятся выполнять добровольные обязательства по сокращению выбросов. В качестве «серединного» компромиссного пути Евросоюз хочет временно продлить обязательства по Киотскому протоколу после 2012 года, чтобы не допустить при таком раскладе неизбежного временного разрыва между концом первого периода обязательств по Киотскому протоколу и началом любого нового договора. Япония и Россия выступают против этого.
США в данный момент занимает бескомпромиссную позицию, заявляя, что любое юридически обязательное международное климатическое соглашение «невыполнимо», по словам главного переговорщика по климату Тодда Стерна. После прогресса в Канкуне, где Копенгагенские принципы были закреплены в процессе заседания ООН, возрождающего РКИК как форума для принятия нового глобального климатического соглашения — кажется, США идет на попятную и заявляет, что самые большие надежды на выполнение обязательств не должны возлагаться на выполнение Договора ООН. Стерн заявил, что государства должны подкреплять свои добровольные обязательства внутригосударственными законодательными актами и активными действиями в рамках принятых законов.
Среди прочих климатических мероприятий, утвержденных в Канкуне, но не получивших дальнейшего развития, оказались основание Зеленого Климатического Фонда для того, чтобы управлять миллиардными дотациями, идущими от развитых стран развивающимся на борьбу с климатическими изменениями, а также основание нового механизма передачи технологий в области возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий.
Исполнительный Секретарь РКИК ООН Кристина Фигейрес нашла некоторые причины для оптимизма, заявляя, что присутствует «стабильное основание, для совместного продвижения вперед, и что правительства в дальнейшем могут выдать хорошие результаты в этом году, при условии, что приложат все усилия для достижения компромисса».
Источник: carbonpositive.net