6 октября в Казахстане состоялся референдум, на котором совершеннолетним гражданам нужно было ответить на единственный вопрос: «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?» Центральная избирательная комиссия объявила результаты 8 октября, показав, что более 71% избирателей ответили положительно. Несмотря на высокую явку — почти 64%, некоторые активисты выразили сомнения по поводу легитимности итогов голосования.
Мы обратились к членам CAN ВЕКЦА в Казахстане, чтобы узнать их мнение о том, насколько прозрачно был организован референдум, испытывают ли они разочарование от его результатов и какие уроки они извлекли из антиядерной кампании, которую активно вели или поддерживали.
Людмила Петрова из ОО «Ангел» отметила, что результат был ожидаем, учитывая мощную проатомную кампанию, которая поддерживалась на официальном уровне, с привлечением административных ресурсов и финансировалась из госбюджета. Она подчеркнула важность общественного участия на последующих этапах: «Каждый гражданин несёт ответственность за результаты референдума, поэтому мы должны оставаться активными и внимательно следить за дальнейшими событиями».
Светлана Могилюк из ОО «ЭКОМ» также ожидала подобный исход, но всё же приняла участие в качестве наблюдателя, “чтобы увидеть реальные результаты”. Она отметила, что на основании её наблюдений на нескольких избирательных участках в городе Павлодаре, большинство избирателей на этих участках выступили против атомной энергетики. Например, на избирательном участке №110, 66,4% проголосовали против строительства АЭС.
Однако, несмотря на эти локальные результаты, общенациональные итоги показали другую картину. Могилюк указала на важность продолжения работы по укреплению гражданской активности в будущем. В частности, она отметила, что необходимо укреплять потенциал активистов в наблюдении за выборами и участии в общественных слушаниях.
Вадим Ни из Социально-экологического фонда прокомментировал деятельность платформы «АЭС КЕРЕК ЕМЕС» («АЭС не нужна» на казахском), которая объединила противников атомной энергетики. Он указал на трудности, с которыми они столкнулись, включая ограниченное финансирование и зависимость от личных ресурсов. Ни подчеркнул, что, хотя им не удалось добиться желаемого результата, движение продолжит работу.
«У нас огромный запас времени, чтобы развенчать миф о необходимости ядерной энергетики для нашей страны. И мы постараемся сделать так, чтобы эти иллюзии не обошлись казахстанцам слишком дорого», — пояснил Ни, имея в виду, что длительный процесс разработки и согласования проекта АЭС даёт возможность убедить как лиц, принимающих решения, так и общественность, в том, что это опасное, долгое и чрезмерно дорогое решение.
CAN ВЕКЦА твёрдо убеждена, что новые проекты в области атомной и ископаемой энергетики, а также их прямые и косвенные субсидии, должны быть прекращены. Наша сеть, которая включает в себя 54 организации из 11 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, призывает правительства региона перенаправить финансовую поддержку на справедливый энергетический переход, сосредоточив внимание на энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии. Позицию CAN ВЕКЦА по ядерной энергетике можно найти здесь.