Ледники – важнейший водный ресурс Казахстана. Уже не первый год звучат мнения, что где-то через 70 лет они могут полностью растаять. Возможно, мы последние из тех, кто живет во времена их существования в нашей стране. Эксперты бьют тревогу: нельзя больше откладывать меры по адаптации к воздействию изменения климата.
Будут ли битвы за воду?
Таяние ледников Казахстана из-за глобального потепления климата вызывает большую обеспокоенность и у местных, и у международных экспертов. В этом году на эту тему они провели не одну встречу. Да, повышение температуры воздуха продолжается и считается, что в нашем регионе оно идет быстрее из-за специфики расположения – вдали от всех мировых океанов. Климатические данные весьма вариабельны, есть прогнозы, что ледники исчезнут к 2100 году, а есть, что и к 2050 году. Как это на нас скажется?
– Через 40–50 лет этот регион может потенциально превратиться в безжизненную пустыню, и никакие технологии по водосбережению не помогут – сколько водой почву ни заливай, она все равно будет испаряться, – рассказывает Ысмайыл ДАИРОВ, исполнительный директор регионального горного центра Центральной Азии. – Недавно геологи проводили исследования в горах Тянь-Шаня на Иссык-Куле и сделали вывод, что видовой состав растений меняется, что сказывается на продуктивности пастбищ, а от этого зависит продуктивность животноводства. Мы говорим, что надо принимать меры, но уже опаздываем! Экосистемы очень сложны, и у каждой есть свой адаптивный потенциал и возможности. Допустим, в результате интенсивного таяния ледников будет повышенный состав воды в горных реках, такой тренд будет до 2025 года. А что потом, когда все растает? Резкий спад воды. Кто-то говорит – на 10–30 процентов от существующего объема. При этом одновременно идет рост населения в регионе, соответственно возрастает потребность в водоснабжении, сельском хозяйстве, и когда эти ножницы щелкнут, что тогда? Тогда начнутся экологические беженцы, войны за воду. Недавно я встречался с одним ученым из Института космических исследований в России, большим специалистом по космическим снимкам НАСА, так он сказал, что на сегодня на Земле видны три ярких пятна, ледяные “шапки”, – это Арктика, Антарктика и Центральная Азия.
Но это пока. Что будет дальше, покажет время. Директор и региональный представитель Европейского офиса Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ян ДУСИК предлагает взглянуть на это с другой стороны – изменение климата может принести странам региона больше совместных решений по практичному использованию воды.
– Мы не в состоянии создавать новую воду, но в наших силах уменьшить ее нерациональное использование, – говорит он. – Потому что в будущем очевидно воды будет меньше, нравится нам это или нет. Должно быть понимание: если ты что-то тратишь бездумно, то теряешь ресурс для своего бизнеса, для страны, для всей планеты. Это касается и воды. Возможно, стоит пересмотреть технологии возделывания традиционных сельскохозяйственных культур и посчитать, сколько при этом воды можно сохранить. Вода – это такой же товар, цена на который должна быть связана с реальными ценами на продукты. Мы призываем компании и граждан брать ответственность, задумываться о том, сколько воды они потребляют и как минимизировать эти траты.
А что говорят ученые?
В этом году гляциолог, доктор географических наук, профессор кафедры географии, землеустройства и кадастра КазНУ имени Аль-Фараби Евгений ВИЛЕСОВ выпустил книгу “Динамика и современное состояние оледенения гор Казахстана”, где дал прогноз по продолжительности жизни всех наших ледников. Из хороших новостей: Вилесов считает, что даже полное исчезновение ледников к катастрофе не приведет и горные реки не обмелеют. Плохая новость в том, что наш ледовый запас может закончиться к концу текущего века, и мы здесь фактически бессильны.
Автор описывает, что начиная с середины ХХ века к 2015 году число ледников в горах Казахстана, большая часть которых сосредоточена на юге и востоке Алматинской области, сократилось с 2 793 до 2 054, то есть более чем на 1/4. Их площадь стала меньше почти на 713 квадратного километра, а объем уменьшился на 30,7 квадратного километра. В общем и целом ледниковым системам присуща синхронная реакция на изменения климата – то есть таяние происходит повсеместно. Евгений Вилесов уточняет, что самые большие потери понесли северные склоны Заилийского и Джунгарского Алатау, талые воды которых интенсивно используются для орошения сельхозугодий.
– К середине века площадь оледенения сократится до 200 квадратных километров, а к 2090 году ледники здесь практически исчезнут, – говорит Евгений Николаевич. – При этом раньше всего, к 2067 году, растают ледники Южной Джунгарии, к 2074 году – ледники Западной Джунгарии, к 2078 году – Восточной Джунгарии. Дольше других, до 2085 года, продержатся ледники Северной Джунгарии. Очевидно, что раньше всего, в 2018–2022 годы, растают оставшиеся к 2012 году три ледничка в Ивановском хребте на Алтае – в бассейнах Тургусуна, Ульбы и Убы. В 2045–2065 годы должны растаять ледники в бассейнах Кабы, Мерке и Ассы с мелким дисперсным оледенением и его малой площадью. Значительно дольше, до 2140 года, будут существовать ледники в бассейне Текеса, залегающие на самом высоком гипсометрическом уровне, выше 5 000 и до 6 400 метров. Хотя время существования ледников в бассейне Бухтармы ограничивается в среднем 2100 годом, для разных его районов оно заметно отличается. Таким образом, к середине XXII века ледники могут сохраниться лишь на склонах самых высоких вершин – Белухи на Алтае, Мраморной стены и Баянкола в бассейне Текеса, Талгара в верховьях Шилика на весьма ограниченных площадях, составляющих в сумме порядка 10 квадратных метров.
Гляциолог не разделяет общего скептицизма на тему того, что будет после часа икс.
– Когда ледники исчезнут, на высотах больше 3 000 метров атмосферные осадки все равно будут выпадать в виде снега. Кроме того, если глобальное потепление, которое сейчас идет, будет продолжаться, то по всем законам физики количество осадков должно увеличиться и снега будет еще больше. Тут главное то, что изменится внутригодовое распределение речного стока. Если сейчас, например, максимум стока в горных реках приходится на июль – август, то, когда ледников не будет, – на май – июнь, а это значит, что сельхозпроизводителям придется адаптироваться. Также когда ледники отступают, они после себя оставляют довольно приличные котловины, в этих местах нужно будет строить плотины и воду задерживать, а потом летом по мере необходимости делать попуски для орошения полей. Кроме того, существуют другие методы искусственного вызывания осадков в горах, чтобы еще больше увеличить количество снега и даже защитить ледники. Это стоит дорого. Пока же еще бить тревогу рано, наши дети, внуки, правнуки будут жить нормально. А что там будет в конце века – посмотрим, климат же может измениться и в сторону похолодания…
В любом случае, эксперты сходятся во мнении, что пора уже научиться ценить и экономить воду не только аграриям, но и рядовым гражданам. Как отсутствие воды превращает ведение быта в несусветную проблему – многим известно не понаслышке.
Источник: caravan.kz