Предложенный Министерством природных ресурсов РФ проект поправок к постановлению правительства «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола (КП) …» снимает ограничения на выпуск сокращений выбросов, полученных в рамках уже зарегистрированных проектов. Несмотря на то, что «благодаря» отказу России от второго периода КП новых проектов совместного осуществления для страны уже не будет, бизнес стремится увеличить потенциал уже имеющихся, а банкиры не отрицают появление новых возможностей для создания углеродного рынка.
В проекте поправок Минприроды речь идет о сокращениях выбросов, которые должны быть получены в рамках уже зарегистрированных в рамках конкурса проектов оператора углеродных единиц — Сбербанка. Напомним, первый конкурс по отбору проектов совместного осуществления был объявлен Сбербанком России в феврале 2010 года. Лимит в 70 млн тонн СО2 эквивалента был установлен на третьем этапе конкурса.
Напомним, с начала нынешнего года проекты совместного осуществления (соответственно, и сам конкурс) потеряли актуальность для России из-за того, что страна отказалась брать обязательства в рамках второго периода Киотского протокола. Отметим, что по оценке экспертов, на которую уже ссылался на своем сайте Климатический секретариат РСоЭС, «лимит по ограничению объема российских проектов совместного осуществления не обоснован, а упущенные выгоды от неприсоединения РФ ко второму периоду Киотского протокола очевидны». Специалисты Climate Change Global Services (CCGS) оценили негативное влияние искусственно установленного лимита в виде потери более 40 проектов объемом свыше 72,7 млн. тонн.
В проекте нового документа Минприроды, по сути, ограничений на передачу киотского углерода вообще нет, но в пояснительной записке к нему ведомство оценивает, что компании могут увеличить достижения текущих проектов. Минприроды предлагает снять ограничения на выпуск сокращений выбросов, полученных в рамках зарегистрированных проектов, предполагая, что после официального их признаниях может оказаться на 80-100 млн тонн больше установленного лимита в 300 млн тонн.
По мнению «Коммерсанта», поправки к документу, регулирующему проектную деятельность по киотским проектам, подготовлены Минприроды России в ответ на запросы компаний, ожидающих, что после официального подтверждения сокращений, достигнутых за период 2008-2012 годов, их размер может оказаться больше, чем предполагалось на стадии запуска проекта. По версии руководителя рабочей группы по климату Российского союза промышленников и предпринимателей Михаила Юлкина, инвесторы российских проектов надеются дождаться увеличения цен, которое может произойти в 2014 году, когда меры по спасению углеродного рынка в ЕС принесут свои плоды.
Однако, как сообщает Коммерсант, согласовывать лимиты не готово Минэкономики. Оно же недовольно последней версией проекта указа президента, устанавливающего так называемую внутреннюю углеродную цель РФ. По словам заместителя главы профильного департамента Минэкономики Олега Плужникова, министерство будет настаивать на сокращении полугодового срока, в который должен появиться план действий по реализации указа, предполагающий подтолкнуть РФ к созданию внутреннего углеродного рынка и появлению в документе отраслевых целей. Пока не решен окончательно и вопрос о том, какой должна быть общероссийская цель. Из последней версии текста проекта указа следует: правительство должно обеспечить «соблюдение уровня выбросов парниковых газов не более 75%» не только до 2020 года, но и «на более отдаленную перспективу». В Минэкономики убеждены, что если такая цель не учитывает поглощения углерода российскими лесами и почвами, то она должна быть больше.
Интересно, что еще в конце 2012 года Минэкономики и Сбербанк, надеясь на одобрение правительством участия России во втором периоде Киотского протокола, выступали с предложением убрать ограничения в 300 млн тонн, но при отборе проектов.
Тогда же, со ссылкой на главу дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Всеволода Гаврилова сообщалось, что банк «в случае возникновения разрыва между Киотским протоколом и новым климатическим соглашением будет рекомендовать властям изучить возможности работы российского углеродного рынка в рамках двусторонних соглашений». Тогда Гаврилов отметил, что если некое новое «посткиотское» соглашение будет предусматривать проектные механизмы и возможности входа на углеродный рынок, то эти возможности будут использоваться: «Если такого документа не будет, не смогут договориться, тогда мы будем рекомендовать провести двусторонние консультации с правительством Японии, с ЕС по созданию неких двусторонних соглашений по взаимному признанию углеродных единиц».
Довольно интересная ситуация с деятельностью по сокращению выбросов парниковых газов складывается в России: от проектов совместного осуществления отказались, хотя необходимость развития этого вида проектов выгодна всем. Углеродного рынка нет, но споры вокруг него не прекращаются. Такая ситуация лишний раз подтверждает: международные климатические механизмы выгодны для России. Отказ от них лишает национальную экономику очень эффективного механизма поддержки низкоуглеродных проектов, который необходим российской экономике.
Источник: rusecounion.ru