Изменение климата – кризис не экологический, это кризис глобальной социальной и экономической несправедливости. И новое климатическое соглашение признает необходимость «справедливой трансформации» – перехода к экономике без углерода и обществу без нищеты. Фундаментальные изменения коснутся и сферы трудоустройства: одни рабочие места исчезнут, другие видоизменятся, а третьи – возникнут.
Осознавая это, профсоюзы больше не стоят на пути климатических действий, всецело поддерживая те из них, которые не идут в разрез с принципами социальной справедливости и солидарности. Об этом говорилось сегодня на встрече представителей Международной конфедерации профсоюзов (ITUC) и общественных организаций на 22-й переговорной сессии сторон РКИК ООН, проходящей сейчас в Марокко.
Амбициозные меры по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата, по мнению профсоюзов, жизненно необходимы для защиты людей и сообществ от воздействия изменения климата и обеспечения рабочих мест: в возобновляемой энергетике, транспортном секторе, энергоэффективном строительстве, устойчивом сельском хозяйстве, лесоводстве, водопользовании и т. д.
«Мы переживаем время противоречий. Корпоративное меньшинство стремится блюсти свои интересы, до последнего извлекать прибыль из недемократичной социально несправедливой, экологически опасной системы и блокировать перемены. Многие правительства уступают этим интересам и допускают атаки на законодательство и общественные услуги, несмотря на то, что такая стратегия будет иметь разрушительные последствия для их стран», – говорится в обращении Конфедерации, которая представляет 150 профсоюзов из 50 стран, к участникам климатического саммита.
Парижское соглашение подписано и даже вступило в силу – правительства могут смахнуть пот со лба, поздравить себя и… взяться на старое? После достижения важной цели всегда наступает период легкой дезориентации, которым, отмечают наблюдатели на переговорах, спешат воспользоваться те, чьим интересам противоречит «справедливая трансформация» экономики и общества. Наступает время решающей схватки: какими именно средствами будет достигаться обещанное новым климатическим соглашением?
«Это схватка между общим благом и частными интересами, и последние никогда не сдадутся без борьбы. А мы без борьбы никогда не победим», – подчеркивает Асад Раман (Asad Raman) из международной организации «Друзья Земли».
Справедливость этих слов подтверждает представитель министерства окружающей среды Польши, которая не собирается так просто сдавать свои позиции угольной державы: 80% энергопотребления в стране обеспечивается за счет сжигания угля. «Уголь – основа энергетической безопасности для моей страны», – заявляет он. В павильоне польской делегации на климатических переговорах можно получить информацию о двух технологиях: «чистая» угольная электростанция и углеродная лесоферма.
«Углеводородная экономика все еще обеспечивает средства к существованию для миллионов трудящихся и их семей. Энергия, необходимая для нынешнего процветания, создана их руками. Правительства и работодатели должны вместе с профсоюзами взять на себя обязательство защитить их будущее и разработать стратегию справедливой трансформации от углеводородной эры к низкоуглеродной – план, который будет гарантировать достойную работу для всех», – говорит Элисон Тэйт (Alyson Tate) из Международной конфедерации профсоюзов.
А пока профессиональные и общественные объединения выполняют эту задачу сами. В Австралии местные жители и профсоюзы ведут кампанию за переход Порт-Огасты на снабжение энергией от солнечной теплоэлектростанции. В Индии Ассоциация женщин – мелких предпринимателей (SEWA) стремятся к тому, чтобы насосы, с помощью которых они собирают соль, работали не на дизельном топливе, а на солнечной энергии. В Норвегии профсоюзы сотрудничают с правительством и работодателями в разработке плана трансформации транспортного сектора в сторону низких и нулевых выбросов.
«Нам нужно как можно больше солидарности, – подчеркивает Тасним Эссоп (Tasneem Essop), глава делегации Всемирного фонда охраны природы (WWF) на переговорах. – Надо перестать думать с позиции экологической организации, или гендерной группы, или профсоюза, и начать думать с позиции глобальной, с позиции общего блага. Нам предстоят очень, очень сложные времена».
Источник: below2.ru