Вполне правдоподобным на сегодняшний день представляется сценарий, при котором из-за изменения климата к 2045 году полностью растает ледяной покров Гренландии, что приведет к повышению уровня океана почти на семь метров. Размножившиеся вредители погубят посевы кукурузы, пшеницы и риса по всему миру, вызвав нехватку продовольствия и бунты. В США, из-за вспыхнувших беспорядков, военные начнут патрулировать крупные города.
В каком отчаянном положении могли бы страны, в том числе США, сплотиться ради будущего, как это было во время Второй мировой войны? Новый анализ показывает, что шансы не очень высоки.
Поскольку глобальные объемы выбросов углекислого газа продолжают расти, последствия изменения климата становятся все более реальными — экстремальные температуры, засухи, наводнения и повышение уровня океана. Даже эксперты по нацбезопасности в США проявляют беспокойство. Масштаб проблемы может оказаться катастрофическим, если климатические изменения, к примеру, повлияют на океанические течения. Наихудшие проблемы могут быть связаны с эпидемиями и войнами. Первые могут вызвать новые патогены, а причиной вооруженных конфликтов станет необходимость переселения большого числа людей.
В связи с этим многие задаются вопросом, способна ли подобная, очевидная для многих, опасность заставить человечество мобилизовать ресурсы, необходимые для ее решения. Именно это и стремился выяснитьХью Рокофф, экономист из Университета Рутгерса, исследуя, как США удалось справиться с трудностями в военное время. И его результаты не являются обнадеживающими.
Успешные экономические преобразования в военное время, отмечает он, требуют четкого плана правительства и достаточных финансовых ресурсов. После нападения на Перл-Харбор армия США начала покупать вооружение, резину и прочие товары по щедрым ценам. Многие люди и фирмы выросли и хорошо заработали на военных контрактах.
Точно так же по-настоящему пугающего климатического кризиса могло бы оказаться достаточно, чтобы преодолеть дисфункцию конгрессменов и предложить ускоренный переход к возобновляемым источникам энергии, или чтобы начать удаление миллиардов тонн углерода из атмосферы – по мнению исследователей, это необходимо будет сделать в конце этого десятилетия во избежании необратимых климатических изменений.
Главным препятствием, однако, являются технологии. Еще в 1940-х годах у США были все ноу-хау, необходимые для ответа на любую войну, за исключением атомной бомбы. Все их нужно было развивать. В противоположность этому, технологии для масштабного удаления углерода еще не существует, и нет никакого способа узнать, возможно ли это вообще, и если да, то как скоро люди сумеют ей воспользоваться.
Большой проблемой может оказаться власть. В условиях климатического кризиса люди не испытывают полезных приступов патриотизма, которые можно использовать для общественного блага. Во время войны люди приносили жертвы, принимая нормирование продовольствия и топлива, перенаправление промышленности на военные рельсы. Чрезвычайная ситуация с изменением климата не может стимулировать необходимые объединительные чувства. С большей вероятностью она будет способствовать расколу на различные группы, которые будут обвинять друг друга в сложившейся ситуации.
Глобальная конкуренция за ресурсы, вероятно, также усилится, особенно если изменение климата подорвет экосистему и сельское хозяйство. Вспыхнувшие в результате конфликты могут отодвинуть усилия по исправлению ситуации — несмотря на их важность – на второй план, заставив сосредоточиться на удовлетворении немедленной потребности в ресурсах, которые необходимы для выживания.
Короче говоря, аналогия с мобилизацией не дает больших надежд. «Уникальный политический консенсус, который царил во время войны, — приходит к выводу Рокофф, — ограничивает практическую полезность модели военного времени.» Человечество еще может найти способ эффективного реагирования на изменение климата, но это, вероятно, не будет последним героическим усилием.
Автор: Марк Буханан
Перевод: Алексей Свищёв
Оригинал материала: bloomberg.com
Источник: versia.ru