Развитие гражданского общества — критически важный процесс для демократизации стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). В последние годы мы наблюдаем ужесточение законодательства под предлогом финансовой прозрачности неправительственных организаций (НПО) и медиа организаций. Эти процессы уже оказали серьезное влияние на гражданское общество, свободу слова и демократические процессы, спровоцировав международное беспокойство и протесты.
Гражданское общество региона ВЕКЦА всегда находилось под пристальным вниманием властей и практически не имело стабильности в своей работе. Россия стала одним из первых государств, успешно начавших охоту за так называемыми “иностранными агентами”, приняв в 2012 году федеральный закон о борьбе с иностранным финансированием «политической деятельности» НПО.
Закон об «иноагентах» в России более чем за 10 лет коснулся более 400 организаций и физических лиц, и этот список продолжает расти. Влияние подобного законодательства ощущают не только сами НПО, но и жители стран. Под горячую руку закона попали в первую очередь НПО, участвующие в построении демократии, защите прав человека, охране окружающей среды, поэтому побочные эффекты затронули непосредственно жителей городов и общин, интересы которых защищались.
Несколько других государств, в том числе Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Беларусь и др. практически без изменений скопировали текст российского закона про иностранных агентов. Очередь за ними заняло правительство Грузии, которое натолкнулось на огромное противодействие своего же населения.
Беларусь — начиная с пост выборного периода 2020 года потери в общественном секторе Беларуси составили уже не менее 1601 институционализированной формы некоммерческих организаций (общественных объединений, профессиональных союзов, политических партий, фондов, негосударственных учреждений, ассоциаций, религиозных организаций). Ситуация в отношении свободы ассоциаций и положения беларусских НПО в Беларуси остается по-прежнему плохой. Все также фиксируются факты обысков, задержаний, вызовов «на беседы», возбуждения административных и уголовных дел, использования законодательства о противодействии экстремизму как инструмента давления на НПО и активистов.
Таджикистан — Анализ, проведенный таджикским независимым новостным сайтом «Азия-Плюс» в августе 2023 года, показал, что за период, охватывающий весь 2022 год и первую половину 2023 года, число ликвидированных НПО превысило число зарегистрированных — 711 к 217.
Узбекистан — 16 июня 2022 года правительство Узбекистана приняло постановление, регламентирующее порядок реализации проектов ННО, получающих иностранное финансирование. С тех пор узбекские НПО, получающие любое иностранное финансирование, обязаны привлекать сотрудников государственных органов, именуемых в постановлении «национальными партнерами», рекомендованными им Министерством юстиции.
Казахстан — 20 сентября 2023 года Комитет государственных доходов министерства финансов Казахстана опубликовал «реестр лиц, получающих деньги или имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев и лиц без гражданства». В него вошли 240 физических и юридических лиц, среди которых правозащитные, экологические организации, общественные фонды и даже отдельные журналисты.
Азербайджан — Для получения грантов НПО должны зарегистрироваться в правительстве Азербайджана, а Министерство финансов должно одобрить их деятельность. Эти правила, хотя и не причисляют НПО к «иностранным агентам», накладывают существенные ограничения на их деятельность и источники финансирования.
Кыргызстан — В начале апреля 2024 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон об НКО или так называемых “иностранных представителях”. Закон вызвал большое количество споров в обществе и Парламенте, поскольку он скопирован с российского закона об иностранных агентах и нарушает Конституцию страны. Ранее международные организации, гражданские активисты самого Кыргызстана, а также Евросоюз и посольства других стран призывали президента не подписывать документ, так как он ставит под угрозу возможность НКО действовать свободно, противоречат международным нормам и ставят под угрозу способность международных организаций оказывать помощь, направленную на улучшение жизни граждан и жителей Кыргызстана. В стране активно работают 397 некоммерческих организаций, которые ежегодно вносят вклад в ВВП 0,3% — наравне с гостиничным бизнесом. В этом секторе задействовано около 17 тысяч человек (включая привлеченных экспертов и волонтеров), то же количество рабочих мест и на госслужбе. Ежегодно НКО отчисляют налогов в бюджет страны на сумму около 3.4 миллиона долларов.
Грузия — в апреле 2024 года правящая Партия вновь внесла законопроект об иностранных агентах, изменив только название. Год назад законопроект вызвал массовые протесты граждан Грузии и был отозван с обещанием никогда к нему не возвращаться. Согласно законопроекту НПО и СМИ имеющие более 20% иностранного финансирования обязаны задекларировать себя в Минюсте и подать заявку о получение статуса субъекта имеющего иностранное влияние. Организации, которые не выполнят требования закона могут быть оштрафованы на сумму 9000 долларов. После регистрации в реестре, МинЮст сможет провести проверку организации и получить доступ к информации физических лиц. На данном этапе законопроект уже прошел первое чтение в парламенте и вызвал протесты гражданского общества по всей стране. Большая часть оппозиции, представителей гражданского общества, СМИ, а также представительства Европейских стран строго осудили возвращение этого законопроекта.
В условиях климатического кризиса и необходимости активного участия гражданского общества в формировании климатической политики, ограничение демократических свобод негативно сказывается на способности стран ВЕКЦА адаптироваться к предстоящим катастрофам. Эффективная борьба с климатическими изменениями и участие населения в решении этой проблемы возможны только в условиях сильной демократии.
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах ООН 1976 года все страны ВЕКЦА обязаны уважать гражданские и политические права людей, включая право на жизнь, свободу религии, свободу слова, свободу собраний, избирательные права, права на надлежащую правовую процедуру, справедливое судебное разбирательство.
НПО — необходимый элемент гражданского общества. Они выполняют большую работу по мониторингу, адвокации и оказанию прямых услуг уязвимому населению. В последние десятилетия НПО все активнее участвуют в процессах формирования международной политики, где их присутствие повышает устойчивость, демократическую легитимность и эффективность принятых решений. Без общественных организаций международная система не сможет функционировать.
Climate Action Network в регионе ВЕКЦА поддерживает природоохранные организации в их стремлении вовлекаться в процессы демократизации и реализации общих задач по борьбе с климатическими изменениями.
- Мы призываем правительства стран ВЕКЦА отказаться от законов, которые подрывают их шанс на устойчивое демократическое развитие и построение долгосрочных дипломатических отношений
- Мы призываем демократические государства, которым не безразлично демократическое развитие стран ВЕКЦА выразить свое несогласие с ограничением прав общественных активистов
- Мы призываем международные фонды и донорские организации проявить активную позицию по защите прав и свобод гражданского общества в регионе ВЕКЦА
- Мы призываем международные фонды и донорские организации быть открытыми к запросам гражданского общества региона ВЕКЦА, проявляя гибкость и понимание
- Мы призываем международные общественные организации строить долгосрочные партнерства с НПО в регионе ВЕКЦА, поддерживая их на пути к демократии и климатической справедливости
Дата публикации позиции: 01.05.2024
Скачать