Еще год назад Орловка на юге Одесской области мало чем отличалась от других украинских приграничных сел. Здесь было большие водно-болотные угодья, слава старого колхоза и проблема с тем, что молодежь переезжает жить в Румынию.
Все начало меняться после того, как Орловка одной из первых в Украине разработала план действий по адаптации к изменению климата. Оказалось, что температура летом здесь и далее будет расти, а прибрежные дома и огороды скоро затопит водой.
Плохой прогноз заставил людей в Орловке активизироваться. Возле села высадили 2 гектара ивы для переработки их в пелеты и отопления Дома культуры, а также поглощения излишней влаги, а на болото завезли буйволов и вот-вот откроют там уникальный экопарк.
ZAXID.NET провел два дня в Орловке, чтобы понять, как стадо буйволов может изменить людей.
Орловка расположена в 300 километрах от Одессы и выглядит как многие украинские заброшенные села. В Румынию отсюда можно попасть через несколько минут, жители приграничных сел по обе стороны границы связаны многолетними родственными связями. Между собой люди говорят исключительно на румынском.
Со всех сторон село окружено водой. С одной стороны это Дунай, с другой — ряд крупных озер, в том числе Картал. Озера и прилегающая к реке территория активно зарастают камышом и другой растительностью. Эти процессы значительно ускорились за последние несколько лет, а связывают это с таким глобальным явлением как изменение климата.
«Буна дименятся», — желает по-румынски доброе утро сельский голова Орловки Михаил Куванжи.
«Буна дименяца», — отвечает эколог из Одессы Олег Дьяков и шепотом добавляет: «Румынской я на самом деле не знаю, но эту фразу легко запомнить, звучит как русское «будем менятся».
Михаил Куванжи считает себя этническим молдованином, как и большинство людей в деревне. Вообще особенность региона состоит в том, что здесь рассположены села разных национальностей: болгарские, молдавские и румынские.
«Мы празднуем Рождество 25 декабря, а не 7 января, просто так привыкли. У нас есть обычай — делаем маски из шкур животных и цветных лент и ходим по дворам», — широко улыбается Куванжи и протягивает небольшую маску из кожи кролика в подарок, ожидая реакции.
Осенью прошлого года здесь появилась еще одна особенность. В Орловку из Закарпатья привезли стадо буйволов. Животных поселили для того, чтобы расчищать водоемы и протоки Придунавья от лишней растительности. Они не только едят тростник и другие болотные растения, которых в связи с изменением климата стало в разы больше, но и прочищают русла рек от заиления. Таким образом новые жители помогают селу адаптироваться к изменению климата в Придунавье.
«На самом деле буйволы здесь были еще пятьдесят лет назад. Но позже этот вид у нас исчез. Можно сказать, мы возвращаемся к истокам», — говорит Михаил Куванжи на русском, обращаясь на румынском к секретарше, чтобы она сделала кофе.
«Буйвол весит около тонны, он большой и страшный. Люди начали съезжаться, чтобы просто увидеть их собственными глазами. Именно на это мы и рассчитывали », — удовлетворенно говорит эколог ОО «Центр региональных исследований» Олег Дьяков и приглашает поехать посмотреть на буйволов.
«Наш экопарк напоминает сафари»
На окраине села начинаются камышовые плавни, где высажена ива. Сотни одинаковых ив стоят прямо в блестящей воде, а между ними проложены деревянные мостки высотой полтора метра. Гулять по парку можно в основном по мостикам, только кое-где есть грунтовая дорога.
Идея экопарка состоит в том, чтобы создать территорию по принципу сафари — люди смогут приехать сюда на экскурсии в дикую природу и сфотографироваться с животными. Площадь будущего экопарка — 150 га.
«Здесь начинается территория экопарка Картал, который откроют летом этого года. Все болото можно пройти по узким деревянным мостикам, которые напоминают тропы. Их специально построили для будущих посетителей. А всю территорию можно рассмотреть со смотровой вышки, которую вчера как раз достроили », — рассказывает эколог Олег Дьяков.
Олег Дьяков работает старшим научным сотрудником ОО «Центр региональных исследований» и разрабатывал для Орловки план действий по адаптации к изменениям климата. Эколог рассматривает вход в парк, переобувается в серые сапоги и измеряет шагами расстояние до места, где повесят баннер с информацией об экопарке.
Парк откроют в рамках программы адаптации к изменению климата, он поможет увеличить количество речной рыбы и диких птиц, расширить количество пастбищ и улучшить качество воды.
«Видите, здесь уже есть отверстие для установки таблицы с данными о парке. Я открою баннер, а вы меня с коллегами сфотографируйте на этом месте », — просит Дьяков, протягивая фотоаппарат, потом машет сельскому голове и своему коллеге, чтобы они присоединились к фото. Мы продолжаем идти дальше, к пастбищу буйволов.
«Ступайте, не бойтесь», — говорит лесничий Олексанадр Дишли и объясняет, что мостики строили специально из акации, чтобы они простояли как можно дольше. Мостики покачиваются, но ходить ними действительно безопасно. Простоять они должны не менее тридцати лет.
Иву здесь высадили не просто так, а тоже в рамках адаптации. Александр Дишли объясняет, что природа Придунавья очень отличается от природы, к примеру, на Западе Украины. Многие деревья просто не растут в местных условиях, а вот ива чувствует себя прекрасно.
«У нас нет классических лесов с елками. Древесину провозят с Западной Украины, — намекает Александр дошли на нелегальные вырубки на Закарпатье. — А ива здесь традиционное дерево, вы наверняка заметили, что по селу ездят фуры телеги с ветвями ивами? Из этих ветвей люди делают ограды, плетут корзины и даже отапливают дома. Это многолетняя традиция».
В этом году в селе высадили два гектара ивы. Дерево помогает Орловке отказаться от газа. Иву, а также тростник и различные кустарники, планируют использовать в модернизированных котлах. Первый такой, купленный на средства международных доноров, установили в сельском Доме культуры.
«Мишка бежит, пошли обниматься»
Михаил Куванжи ведет нас мостиками, а позже по грунтовой дороге к стаду буйволов. Высоких деревьев в экопарка нет, поэтому территорию обдувает ветер, разговаривать нужно громко, иногда даже кричать. Буйволы пасутся в нескольких сотнях метров от смотровой вышки, издалека видно 14 черных силуэтов.
К нам присоединяются директор местного Дома культуры с друзьями. Всем примерно по 20 лет. Ребята слушают на телефоне «Сплин» и покачиваются на мостиках, проверяя их на прочность, говорят, что прошлись здесь впервые.
«Подгоните их к нам ближе, к вышке», — кричит Михаил Куванжи в телефон. Он звонит пастуху, который верхом осматривает территорию.
Председатель заканчивает разговор и прикладывает руку ко лбу, чтобы присмотреться к буйволов. Издалека видно, что пастух на лошади разгоняется и подгоняет пять животных вперед.
«Мы привезли быков из Закарпатья. Их специально для нас подготовил немецкий эколог Мишель Якоби, который переехал в Украину, чтобы возродить разведение буйволов. Вы когда-нибудь видели как буйволы выглядят горах? Там они выглядят экзотично, а здесь органично », — рассказывает Игорь Студенников, директор« Центра региональных исследований », с улыбкой наблюдая за тем, как медленно приближаются животные.
«Они выглядят сейчас не лучшим образом, весенняя линька, но они очень хорошие. Вы должны хоть раз в жизни прикоснуться к буйволу, чтобы понять, что это за животное, — говорит Олег Дьяков. — Они очень умные, узнают людей, с которыми раньше общались. Их предыдущий владелец так их любил, что всем дал имена. О, Миша бежит, пошли обниматься».
Пять буйволов без спешки подходят ближе. Самый большой — Мишка, он весит больше тонны и очень любит, когда его обнимают и чешут.
«А они на красный цвет не реагируют?», — спрашиваем у Дьякова перед тем, как подойти к животным, потому что на фотографе — красная куртка.
«Как все парнокопытные, буйволы реагируют не на цвет, а на движение», — объясняет специалист.
Миша приходит ближе к Олегу Дьякову и падает на левый бок. Через несколько минут почесывания Миша переворачивается на другой бок.
Поведение и привязанность буйволов к людям похожа на поведение собак
«Это как украинские слоны, они очень умные. Буйволицы не дают молока, пока не начнут доверять хозяину. Для этого нужно очень много времени. Предыдущий владелец Мишель рассказывал, что бывали случаи, когда животные первое молоко давали только через три-четыре года », — рассказывает Олег Дьяков, поглаживая буйвола вдоль позвоночника.
По словам эколога, все эти населенные пункты на юге Бессарабии уже много лет страдают от недостатка питьевой воды, а также от ураганов, смерчей, засух и града. Часть территории сельской общины находится под угрозой затопления из-за сильных ливней, а также со стороны Дуная во время экстремальных паводков.
Пока экологи рассматривают буйволов, у смотровой вышки доделывают еще один мост. Около десяти мужчин ходят по пояс в болоте и прибивают доски для будущего моста.
«Этот проект является одним из первых примеров локальной адаптации к изменению климата в нашей стране. В 2016 году Украина ратифицировала Парижское климатическое соглашение, по условиям которой взяла на себя обязательство разработать национальную стратегию по адаптации к изменению климата, а также локальные стратегии и планы действий по адаптации.
Именно поэтому опыт Орловки в разработке локального плана по адаптации является очень важным на национальном уровне, так как это фактически пример, которому могут последовать другие общины », — отметила Надежда Артемьева, координатор проекта по адаптации к изменению климата Национального экологического центра Украины.
Согласно исследованиям, будущее увеличение среднегодовой температуры на несколько градусов приведет к сокращению периода с температурами ниже 0 ° С, увеличение засушливого периода, повышение испарения, увеличению чрезвычайно жарких дней и снижению периода со снежным покровом на этой территории.
«Котел работает на мусоре, газа больше не надо»
Михаил Куванжи, голова Орловки, просит заехать в местный Дом культуры главный дом в деревне. Двухэтажное здание почти не изменилась со времен Советского Союза, здесь на колоннах еще видно лепнину с молотами и серпами.
В Доме культуры слышны звуки пианино, это местные дети репетируют перед концертом, который будет через несколько дней. В перерывах между игрой на пианино громко включают магнитофон с русскими песнями.
Председатель приглашает в котельную, где с прошлого года работает обновленный котел.
«В этом году мы впервые топили это здание пеллетами из отходов соломы и подсолнечника. До этого несколько лет здание вообще не отапливалось, потому что у нас просто не было на это денег, — рассказывает Михаил Куванжи и показывает горсть пеллет. — Помните гектары ивы? В следующем году пеллеты сделаем из этих ветвей. Газа больше не нужно».
«Сейчас у нас зимой в помещении 18 градусов тепла. В холодный сезон здесь работают детские кружки, мы проводим праздники и, конечно, здесь удобно проводить свадьбы», — смеется Куванжи.
«Подобный проект уже реализован в Вилково, там есть линия брикетирования отходов тростника. А здесь используют также иву, это помогает восстанавливать и очищать дельту Дуная. Кроме того, сжигание местных брикетов не приводит к дополнительным выбросам парниковых газов, так как происходит круговорот углерода в регионе», — говорит Олег Дьяков.
После долгой экскурсии по Орловке и экопарку сельский голова просит всех зайти в местный клуб на обед. В актовом зале стоит несколько больших мисок с жареной рыбой и вино в пластиковых бутылках.
«Это наша местная рыба, она всегда вкусная там, где пойманна. Думаю, это может быть еще одной изюминкой Орловки, люди смогут приезжать к нам на рыбалку», — философски говорит Михаил Куванжи и приглашает есть рыбу.
Карта справа показывает, как территория выглядит сейчас, справа — как изменится территория, когда среднегодовая температура изменится на 4 градуса тепла. По прогнозам ученых, среднегодовая температура может вырасти на 4 градуса к концу века, если количество выбросов в атмосферу не уменьшится.
Марьяна Вербовська, Олесь Дячишин, Роман Балук
Источник: zahid.net