Фото: радио «Азаттык»
Центральная Азия сталкивается с серьезным водным кризисом, который угрожает не только экономическому развитию, но и жизни миллионов людей. Недостаток пресной воды из-за изменения климата и неэффективного управления водными ресурсами создают существенные вызовы для стран региона. С приходом лета, столицы и многие маленькие города Центральной Азии столкнулись с острой проблемой доступа к питьевой воде. Региональная климатическая сеть CAN ВЕКЦА проанализировала ситуацию.
Отсутствие воды в крупных городах Казахстана
Казахстан является «водозависимой» страной. Только 2,8% ее территории покрыты водой, тогда как две трети представлены засушливыми зонами. Значительная часть водных ресурсов поступает из соседних стран, отчего вопрос использования трансграничных рек для республики является жизненно важным. К 2030 году объем пресной воды может сократиться в 5 раз, до 23 км3, что сопоставимо с годовой нормой потребления.
В Астане, столице Казахстана, наблюдается водный кризис, который подчеркивает неравенство в доступе к ресурсам в городе. С мая 2023 года в Астане возникли протесты против отключения воды, а на прошлой неделе жители двух многоквартирных домов в столице даже перекрыли дорогу, чтобы привлечь внимание к проблеме. Протесты совпали с экстремальной жарой, когда температура воздуха достигала 38-40 градусов выше нуля. Пресс служба “Астана су арнасы” начиная с 23 мая обновляет список районов и домов где вода отключается. «В связи с ростом населения города и интенсивной застройкой столицы предприятие столкнулось с ограничением проектных мощностей по производству питьевой воды. В результате этого с 28 марта 2023 года предприятие было вынуждено ввести меры по регулированию давления воды и установить график ее отпуска», — сообщили в компании “Астана су арнасы. В компании отметили, что жители частного сектора активно используют питьевую воду для полива зеленых насаждений.
Глава экологической НПО «Ангел» Людмила Петрова живет в городе Атбасар. С начала лета в ее провинциальном городе также остро стоит вопрос обеспечения населения питьевой водой.
“В этом году во многих регионах Казахстана очень остро ощущается проблема с обеспечением питьевой водой, причём каждый регион имеет свои причины. В столице Астане это связано в основном с ростом количества населения, и, соответственно, растёт нагрузка на инфраструктуру, которая не справляется. Также имеются ошибки при проектировании внутренних сетей , износ коммуникаций, отсутствие исследований грунтовых вод. В Егиндыкольском районе Акмолинской области 2 июня т.г. из-за отсутствия воды был объявлен режим ЧС, основная проблема в устаревшем водопроводе. Во многих населенных пунктах питьевая вода не поднимается на верхние этажи из-за слабого напора, так как частный сектор питьевую воду использует для полива огородов. Системные сбои возникают и по причине отсутствия должного контроля на местном уровне, часто приходится работать с последствиями, вместо профилактики. Так, например в Атбасаре рассматривается вопрос о повышении тарифов на воду для населения, чтобы поддержать обслуживающую организацию. Вместо того, чтобы решать проблемы на республиканском уровне, идёт перекладывание ответственности на самих граждан в регионах.”
Бишкек без питьевой воды
В столице Кыргызстана, в Бишкеке в течение нескольких дней жители оказались без доступа к чистой питьевой воде, что вызвало волну недовольства и привело к массовым акциям протеста, включая перекрытие основных дорог столицы. Власти города вводят меры реагирования на ситуацию. В частности, они призвали население меньше расходовать воду в быту, не использовать питьевую воду при поливе приусадебных участков и зеленых насаждений, а предпринимателей, чей бизнес связан с потреблением большого количества воды, на время прекратить ею пользоваться.
Бишкек является одним из нескольких крупных городов Центральной Азии, где усиливается критика в адрес властей относительно управления запасами грунтовых вод. Они, как правило, снижаются в летний период.
Жаныбек Кулумбетов, эксперт по ресурсоэффективности ОО Юнисон Групп обозначил основные причина дефицита воды в регионе и в Бишкеке.
“В Центральной Азии, особенно в Кыргызстане, наблюдается явный дефицит водоснабжения. Это связано с изменением климата, которое является основной причиной проблемы. Однако наш нерациональный подход к использованию воды также усугубляет ситуацию. Мы не экономно расходуем воду и не уделяем должного внимания ее ресурсам. Проблемы также возникают из-за устаревшей и недостаточно поддерживаемой системы орошения и водоснабжения. Для решения этой проблемы необходимо применять современные технологии водосбережения в быту и промышленности. Мы можем устанавливать в наших домах аэраторы, использовать датчики движения для контроля расхода воды и использовать двухкнопочные унитазы. Также полезно установить счетчики использования воды, чтобы стимулировать рациональное использование. Необходимо также модернизировать систему орошения, заменив устаревшие методы на более эффективные, например, капельный полив. В целом, проблема изменения климата оказывает значительное влияние на нашу жизнь, и мы должны обратить на это внимание, применяя современные технологии водосбережения. Эта проблема актуальна не только для Бишкека, но и для всех населенных пунктов, где становится все более остро вопрос чистой питьевой воды”.
По данным Всемирного Банка В более чем 300 селах Кыргызстана никогда не было системы водоснабжения. Еще в 600 – чистой воды нет из-за изношенности водопроводов или остановки работ по проведению водопровода. Всего в стране около 1800 населенных пунктов. Около миллиона кыргызстанцев имеет проблемы с доступом к чистой питьевой воде. В настоящее время 40% населения страны пьет воду из арыков, рек, каналов, родников, а также употребляет привозную воду.
Кроме Ташкента во всех регионах Узбекистана отключают питьевую воду
Узбекистан оказался на 25-месте в списке 164 стран мира, где наблюдается дефицит воды. Об этом говорится в отчете Института мировых ресурсов (WRI). Согласно исследованию, Узбекистан находится в списке 27 стран, которые испытывают высокий дефицит воды. Гидроэнергетические ресурсы Узбекистана составляют всего 4,92% всей территории страны, общие водные ресурсы – 50–60 км3 в год, из которых только 12,2 км3 формируются на территории республики, а остальной объем воды поступает извне – с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алтая, от тающих летом снегов и ледников. Основная часть водных ресурсов идет на орошение хлопковых полей. Население республики к 2030 г. по прогнозам возрастет почти до 40 млн. человек, что вызовет сокращение располагаемых водных ресурсов на 7-8 км3. В этих условиях дефицит водных ресурсов возрастет к 2030 г. с нынешних 13-14% до 44–46%, что затормозит развитие не только сельского хозяйства, но и других отраслей.
Руководительница ОО “Эколог” Наргиз Косимова прокомментировала ситуацию в Узбекистане.
“В настоящее время только в г. Ташкенте не отключают питьевую воду, практически во всех регионах, вода подается зачастую в определенное время. Во многих регионах, особенно в отдаленных районах, жители вынуждены покупать воду и прилагают усилия для ее экономного использования. Дефицит питьевой воды связан с последствиями изменения климата, с деятельностью человека, приводящей к сокращению водных ресурсов из-за загрязнения пресноводных экосистем, а также с последствиями урбанизации и изменений в землепользовании.
Одним из путей преодоления нарастающего дефицита пресной воды в Узбекистане является ее экономия на производственные и бытовые нужды, а также прекращение сброса промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых сточных вод во внутренние водоемы. Для Узбекистана нехватка воды представляет собой весьма актуальную проблему, учитывая, что ее нехватка в ряде регионов Узбекистана, в частности в Каракалпакии, может привести к социальному и экологическому кризису. Уже на сегодняшний день наблюдается недостаток воды не только для аграрных целей, но и для бытовых нужд населения особенно в Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Хорезмской, Джизакской, Ферганской областях”.
Три основных пути решения водного кризиса в странах Центральной Азии
- Сотрудничество между странами. Одним из ключевых факторов в преодолении водного кризиса в Центральной Азии является сотрудничество между государствами региона. Водные ресурсы Центральной Азии, такие как реки Амударья и Сырдарья, являются трансграничными и подразумевают совместное управление. Странам необходимо разработать и реализовать согласованные планы действий, основанные на принципах справедливого и эффективного использования водных ресурсов. Однако, региональные структуры, занимающиеся водными вопросами, сталкиваются с ограниченным потенциалом и недостатком взаимного доверия между заинтересованными сторонами. В рамках Водно-энергетической программы Центральной Азии осуществляются ежегодные водные форумы и встречи разного уровня с целью создания благоприятных условий для повышения водной и энергетической безопасности в регионе. Однако, на данный момент, наблюдается отсутствие конкретных шагов по улучшению сотрудничества в водной сфере.
- Повышение эффективности использования водных ресурсов. Странам региона следует приложить усилия для повышения эффективности систем полива, внедрения передовых технологий и методов управления водными ресурсами. Это может включать модернизацию систем орошения, использование капельного орошения, внедрение современных методов сельского хозяйства, которые позволят сократить потери воды и увеличить урожайность. Кроме того, важно развивать инфраструктуру для сбора и хранения дождевой воды, а также промышленного и бытового использования.
- Развитие альтернативных источников воды может сыграть важную роль в решении водного кризиса в Центральной Азии. Одним из возможных путей является освоение подземных водных ресурсов и использование морской воды. Страны региона также могут рассмотреть возможности сотрудничества в области трансграничных водных проектов.
Водный кризис в Центральной Азии требует срочных и скоординированных действий со стороны стран региона. Для борьбы с изменением климата необходимо действовать на национальном и региональном уровнях и параллельно повышать устойчивость и укреплять водную безопасность. Принятие эффективных мер во всех этих областях изменит жизнь десятков миллионов людей в Центральной Азии.
Автор статьи Бактыгуль Чыныбаева, менеджерка по коммуникациям CAN ВЕКЦА