Ил Тумэн начал разработку проекта федерального закона об охране вечной мерзлоты.
Научные публикации о состоянии вечной мерзлоты, о том, как она реагирует на изменение климата, антропогенные нарушения, несмотря на их обилие, на практике не доходят до людей. Между тем за последние два-три десятилетия природа Крайнего Севера испытывает сильное влияние глобального потепления климата. Результаты научных исследований настораживают общественность. Мерзлотные ландшафты, ранее исправно служившие человеку, с каждым годом теряют свою устойчивость. Действия человека при этом только усугубляют этот процесс. Мерзлотные земли не только превращаются в «бедленды», но теряют свои функциональные свойства и продуктивность, на них опасно стало строить и пахать.
С подобным заключением на днях в Ил Тумэн обратилась группа ученых в лице директора института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Михаила Железняка, ст. научного сотрудника Института Александра Фёдорова, общественника, строителя, генерального директора ООО «Саха Вэй» Эдуарда Романова. Ученые совместно с энтузиастом Эдуардом Романовым представили парламентариям проект федерального закона об охране вечной мерзлоты. Представляемый проект закона содержит десять глав с 24 статьями. В проекте закона отражены управление и организация деятельности в области охраны вечной мерзлоты, государственный учет и надзор, экономический механизм и ответственность за нарушение законодательства, международное сотрудничество. Проект закона требует разработки подзаконных актов. Это относится к статьям по нормированию состояния вечной мерзлоты, государственному учету уровней воздействия, мониторингу вечной мерзлоты.
«Появление этого законопроекта обсуждалось много раз, однако, до сих пор никаких документальных, серьезных работ не было. Основным инициатором законопроекта является Эдуард Романов, человек не понаслышке знакомый с вечной мерзлотой, строитель по профессии. На сегодня закончен первый вариант работы, составлены главы, статьи. В законопроекте использованы законы об охране атмосферы, окружающей среды, почв, закон о недрах и т.д.», — отметил Федоров. Александр Николаевич считает, что закон должен быть российским с международным участием. «Мерзлота в России занимает 65% суши, а во всем земном шаре 25%. В Северной Америке, Канаде, Аляске, Скандинавских странах, островах, Китае, Тибете идут те же изменения, что и у нас. Все это имеет острый социальный характер», — подчеркнул он.
Рабочее совещание о возможности разработки проекта федерального закона об охране вечной мерзлоты с участием ученых состоялось 28 октября в профильном комитете Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева. В совещании приняли участие министр охраны природы Сахамин Афанасьев, руководитель аппарата Госсобрания (Ил Тумэн) Андрей Антонен, старшие референты аппарата Ил Тумэна и Администрации Главы и Правительства республики.
«Никакая природная среда никогда не будет в постоянном состоянии, в состоянии константы. Определенные изменения происходят все время. Сегодня мы наблюдаем, как нарушена простая нормальная система жизни, — заметил директор института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Михаил Железняк. — До сих пор существуют многие законодательные акты и СНИПы, которые были разработаны в условиях, когда мы не знали о глобальном потеплении и его последствиях. Они давно уже морально устарели. Многие инженерные сооружения, конструкции и фундаменты жилых домов теряют свою несущую способность, и как жить в этих условиях, необходимо решать на государственном и мировом уровне. Ученые мира работают в этом направлении, однако этого недостаточно, необходим закон об охране вечной мерзлоты».
С утверждениями ученых согласился Сахамин Афанасьев: «Сегодня мы наблюдаем практическое влияние деградации вечной мерзлоты в народном хозяйстве на примере Чурапчинского, Амгинского улусов. Для борьбы с последствиями негативных процессов из республиканского бюджета требуются серьезные суммы. Однако, не понятно, кто должен заниматься ими. К полномочию республиканских властей, ни тем более муниципалитетов, это нигде не отражено. Нет серьезной нормативной базы, как все это охранять, считать ущерб, компенсировать и как отрабатывать эти процессы».
Исполняющий обязанности руководителя аппарата Госсобрания (Ил Тумэн) Андрей Антонен заметил, что вопросы по вечной мерзлоте возникали и ранее. Из недавних примеров он привел обсуждение по «дальневосточному гектару», когда возникал вопрос, что делать с теми территориями, где происходят такие процессы? «Мы предлагали вывести эти территории из-под действия данного закона. Но, к сожалению, нам этого не удалось достичь. Безусловно, закон нужен. Но инициировать его как чистую закинициативу субъекта РФ, наверное, будет сложно. Законопроект требует больших финансовых затрат. Можно пойти по пути предложения законопроекта через профильный комитет Госдумы, чтоб там была создана рабочая группа с привлечением якутских и российских ученых, Правительства РФ. Делать это нужно сейчас. Так как именно под конец года идет формирование плана Госдумы на следующий год. Нам необходимо попытаться войти в план работы Госдумы по этой теме», — предложил Антонен.
Подводя итог совещания, Владимир Прокопьев отметил: «Мы понимаем, что проекты, продвигаемые субъектами, проходят очень серьезную и длительную стадию согласования на уровне Федерации. И результат зачастую, практически в 90% случаев, бывает отрицательным. Поэтому мы можем использовать путь предложенный выше». Владимир Михайлович поручил создать рабочую группу, в которую были бы включены ученые, члены Правительства, юристы и т.д. Будет проведена правовая экспертиза законопроекта «Об охране и использования вечной мерзлоты», проведен анализ действующего законодательства для возможного внесения в них поправок, а также будет рассмотрен вопрос разработки и принятия проекта закона Республики Саха (Якутия) «Об охране и использовании вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)».
Татьяна Васильева, Парламентская газета «Ил Тумэн»
Источник: iltumen.ru