Чтобы донести обществу информацию об угрозе, которую несет в себе изменение климата, ученым-экологам понадобятся лучшие аргументы и больше публичных протестов
Саймон Люис (Simon Lewis), guardian.co.uk, четверг 10 марта 2009 года, 10:30 по Гринвичу
Позиция ученых по отношению к действиям против изменения климата все больше приобретает политического характера. В 2005 году, академии наук стран Большой восьмерки, а также Китая, Индии и Бразилии, обратились к правительствам с коллективным требованием поставить вопрос об изменении климата на первое место в международной повестке дня. До 2008 года они призывали к плановому переходу к экономике с низким уровнем выброса углерода. Подобным образом, Международная Конференция по изменению климата, проходящая на этой недели в Копенгагене, на которой я выступаю, преднамеренно организована с целью повлиять на конференцию ООН, которая будет проводиться в декабре (также в Копенгагене), во время которой будет обсуждаться вопрос установления глобальных ограничений на выброс двуокиси углерода. Действительно, на веб-странице конференция получила название «наука для политики».
Однако, сейчас очень опасное время для ученых, которые переходят на политическую арену. Существует серьезное противоречие: с одной стороны, уплывают годы, а мы все произносим свои вечно-хулиганские предупреждения. С другой стороны, политики, бизнесмены, и широкая общественность едва ли осознают опасность, перед которой мы стоим. Равнодушное отношение соответственно определяет их действия. Такая ситуация ведет к отчаянию: как заставить людей слушать?
Заманчивой является идея, к которой подстрекают нас представители медиа, привлечь внимание людей апокалиптическими сообщениями. Однако, это опасная игра. Прозаически, но во время конференции, проходящая на этой неделе, любой извечный скептик попытается схватиться за, казалось бы, бессмысленное замечание ученого, только чтобы отмахнутся от конференции как от паникерской. Тем, кому не безразлична проблема изменения климата, необходимо быть более изысканным в выборе способов представления проблемы.
Одним из примеров неудачного выбора фактов для освещения проблемы является предупреждение о таянии ледников Арктики и о том, что это плохая новость для полярных медведей. Ведь, эта проблема непосредственно не касается многих людей, и поэтому остается абстрактной. Однако, кажется, мало кто понимает, что если мы будем продолжать вести деятельность в обычном режиме, это вызовет повышение температуры воздуха на территории большинства тропиков до такого уровня, что людям живущим там будет физиологически очень некомфортно. А это значит, что без существенных сокращений выбросов углерода, мы обречем те 2 млрд. населения, проживающих в тропиках, на жизнь в ежедневном дискомфорте на целые поколения.
Другим примером является то, что мало кто осознает, что мы изменяем основные правила сельского хозяйства. На протяжении последних 8 тыс. лет повторяется одна и та же история: мы предугадываем вероятную погоду на опыте прошлых лет, применяем лучшие технологии, перестраховываемся, тяжело работаем, и надеемся, что в конце года получим позитивный баланс припасов. С каждым годом, прошлое стает все худшим проводником в будущее, и все более высокой становится вероятность сильных неурожаев. С населением земли 6,7 млрд., которое надо кормить, эта мысль вызывает нешуточное волнение, а недавний продовольственный кризис показал, с какой скоростью разворачиваются гражданские беспорядки в мире, когда поднимаются цены на продукты питания.
Переключение внимания на менее абстрактные последствия изменения климата может ускорить полемику: любой, кто побывал в тропиках, подтвердит, что дополнительные 5° С к и без того высокой температуре будут крайне неприятным изменением. Кроме того, ученым и другим обеспокоенным проблемами изменения климата людям также необходимо бросить вызов устоявшейся экономической идеологии, которая является серьезным препятствием в борьбе с изменением климата. К примеру, нам следует выяснить, почему идея комплексных рынков углерода, которая потерпела неудачу на уровне ЕС и в пределах Киотского протокола, планируется согласно пост-Киотскому протоколу, который должен быть согласован в декабре, быть снова внедренной в мировом масштабе.
Более того, с позиции того, кого не слушают, как показывает история, протесты и акции гражданского неповиновения, направленные на определенную цель, могут дать существенный результат. В этом решающем году, день, проведенный на улице, а не, как в моем случае, в лаборатории, офисе или тропическом заповеднике, может стать моей самой полезной услугой человечеству. То же самое касается большинства из нас.
Понимаю, что для многих непостижимым является то, что добавление всего нескольких сотен частиц на миллион к общему объему в атмосфере этого без запаха цвета газа, вполне может быть причиной нашей гибели. Скептики оставят свои комментарии под этой статьей. Однако, неужели, это звучит более нереалистично, чем то, что из-за невидимых форм мы, абсолютно здоровые в один день, можем уже через несколько дней оказаться мертвыми?
Инвестиции и действия, основанные на все еще несовершенных научных представлениях о физиологии человека, болезнях, профилактике и способах лечения, являются, возможно, причиной самого большого за последние два столетия роста благосостояния человечества. Вполне вероятно, что инвестиции и действия, основанные на научных представлениях о том, что я называю физиологией планеты, является ключом к благосостоянию человечества в 21 веке.
Понадобилось целые десятилетия для того, чтоб мысль о том, что бактерия является возбудителем заболевания, перешла из статуса противоречивой научной гипотезы в несомненный факт, который коренным образом изменил наше поведение. Тогда, те, кто противился прогрессу, потерпели поражение, и с развитием благосостояния человечества, зависимого от принятия результатов научного метода, они снова должны потерпеть поражение. Что касается изменения климата, нам следует сломя голову переходить от оставшегося скептицизма к внедрению решений по обеспечению потребностей в энергии без использования ископаемого топлива. Новое стратегическое применение аргументов, наряду с четкими протестами с целью направить общество в новом направлении, станут ключевыми методами достижение цели.