Возобновляемые источники энергии и энергоэффективность открывают возможности надежного и независимого энергоснабжения — к такому заключению пришли REN21 и Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН) в региональном докладе о состоянии возобновляемой энергетики за 2022 год.
Документ содержит самую актуальную информацию о состоянии возобновляемой энергетики и энергоэффективности в 17 странах региона – членах ЕЭК ООН — Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Боснии и Герцеговине, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Черногории, Северной Македонии, России, Сербии, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане, а также Косово , которое не является членом ЕЭК ООН, но также находится в регионе.
Прорывной рост возобновляемой энергетики в странах Юго-Восточной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, должен быть ускорен, чтобы положить конец зависимости от ископаемого топлива и обеспечить энергетическую безопасность.
С 2018 года в регионе ВЕКЦА наблюдается беспрецедентный рост производства и потребления электроэнергии из возобновляемых источников. Однако, таких темпов прироста не наблюдается в использовании возобновляемых источников энергии в секторе транспорта, для отопления и кондиционирования домов и зданий, и для тепловых и охладительных процессов в промышленности.
Государственные и частные инвестиции в возобновляемую энергетику в целевых странах остаются скромными по сравнению с глобальными тенденциями роста.
Война в регионе и развитие ВИЭ
От российского вторжения в Украину пострадало 90% ветроэнергетических мощностей и 30% солнечных мощностей Украины, что составляет около четверти всей ветровой и пятой части солнечной энергии в регионе. В период с 2017 по 2021 год в семнадцати странах Юго-Восточной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также Косово, отмечался беспрецедентный прирост мощностей возобновляемых источников энергии. За этот период они в совокупности добавили 21 гигаватт (ГВт) мощности, а общая установленная мощность генерации электроэнергии из возобновляемых источников в регионе достигла 106 ГВт. Впервые такой рост мощностей произошел преимущественно за счет солнечных фотоэлектрических генераторов (58%) и ветроэнергетики (25%).
«Ускорение темпов роста возобновляемой энергетики в регионе до 2021 года было обусловлено принятием успешных политических решений и снижением стоимости технологий производства возобновляемой энергии, но теперь на первый план выходит энергетическая безопасность. Отказ от ископаемого топлива еще никогда не был так важен для региона», — отметила Рана Адиб, исполнительная директорка REN21.
«Поскольку до климатических переговоров ООН (27 Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об Изменении Климата – COP27) остается всего несколько месяцев, страны ЕЭК ООН и их инвесторы должны в скором порядке удвоить свои обязательства по внедрению возобновляемых источников энергии для достижения глобальной цели нулевого уровня выбросов углекислого газа и прекращения зависимости от ископаемого топлива», — подчеркнула исполнительная секретарь ЕЭК ООН Ольга Алгаерова.
“Россия оказывает большое влияние на энергетический рынок региона, поставляя соседним странам дешевый газ или строя атомные электростанции на их территории. Планы по строительству АЭС в Узбекистане, Казахстане и в Кыргызстане остаются в силе. Мы живем в мире, где у нас появилась возможность наконец отказаться от ископаемого топлива, но оказались к этому не готовы. Таким образом, мы находимся не только в множественном кризисе — геополитическом, климатическом, энергетическом, но и в режиме полной скорости, чтобы попытаться адаптироваться к новой реальности. Я думаю, что расширение прав и возможностей гражданского общества и децентрализация могут повлиять на способность стран ВЕКЦА к энергетическому переходу. Важно углубляться в национальный и местный уровень в каждой стране, используя родной язык, вкладывая средства в местные сообщества, которые работают с населением и работать с местными муниципалитетами”, — отметила координаторка сети CAN ВЕКЦА Ольга Бойко.
Более подробную информацию можете найти по ссылке.