Все больше свидетельств того, что переговоры в декабре этого года в Дурбане, Южной Африке, могут быть направлены в тупик.
Комитеты, созданные после прошлогоднего собрания в Канкуне, Мексике, работают над предложениями по привлечению миллиардов долларов для помощи развивающимся странам в адаптации к изменению климата. А страны изыскивают креативные способы, чтобы продлить Киотский протокол на второй период обязательств, даже если не все подписавшиеся страны будут участвовать в нем к 2013 году, по словам представителей ООН.
Но остальные, знакомые с ходом переговоров, выражают сильную озабоченность тем, что переговоры в Дурбане могут привести к повторению озлобленности, которая царила на теперь уже позорном раунде переговоров, которые происходили в Копенгагене, Дании, в 2009 году. Переговоры в Копенгагене почти были в провале, пока национальные лидеры не утвердили сокращенное соглашение на одиннадцатом часу дебатов.
Однако, по словам осведомленных лиц, угроза, нависшая над переговорами в Дурбане, заключается в том, что на этот раз национальные лидеры уже не бросятся в последнюю минуту спасать положение. И, по-видимому, с ужесточением позиций относительно будущего Киотского протокола, дипломаты и активисты все больше опасаются, что неспособность государств преодолеть разногласия, касательно будущего Киотского соглашения и финансовой помощи развивающимся странам может полностью пустить под откос этот процесс.
«Я считаю, что это ничтожно мало с учетом ажиотажа вокруг того, что международное сообщество могло сделать для остановки глобального потепления» — сказал Мухаммед Вахид Хасан, вице-президент Республики Мальдивы. «Самая большая опасность возникнет, если не будет решения Киотского вопроса — продления Киотского протокола».
«Упадок» энтузиазма в ООН
Настроение на ежегодном собрании мировых лидеров на открытии Генеральной Ассамблеи ООН в этом году свидетельствует о том «упадке», о котором говорил Хасан.
В прошлые годы в ходе переговоров в Копенгагене и Канкуне проблеме изменения климата уделялось много внимания в публичных выступлениях лидеров. Но за исключением нескольких случаев, в этом году эта тема вряд ли поднималась, хотя до окончания срока действия Киотского протокола осталось 15 месяцев до завершения первого периода обязательств в декабре 2012 года.
Президент Мексики Фелипе Кальдерон Инохоса был одним из немногих лидеров, которые долго говорили об изменении климата. Но его комментарии отражали страхи, что успехи, по имеющимся данным достигнутые на переговорах Канкуне, могут быть утеряны в Дурбане. Кальдерон призвал страны показать серьезную заинтересованность в успехе в Дурбане; В противном случае, «мы можем потерять часть того, чего мы добились в борьбе с изменением климата», предупредил он.
Между тем Джейкоб Зума, президент Южной Африки, не сделал предстоящий раунд международных переговоров по изменению климата, которые будут проходить в его стране через три месяца, главным стержнем своей речи. Вместо этого, он просто напомнил делегатам, что Южная Африка не останется виноватой, если переговоры провалятся, как опасаются многие.
«Это не зависит от одной только Южной Африки», — сказал Зума.
Так и было. Многие мировые лидеры с большей надеждой говорили о предстоящей конференции ООН по устойчивому развитию, которая состоится в Рио-де-Жанейро в июне следующего года, выражая сдержанный оптимизм касательно положительного результата этого международного собрания.
Упоминания о Дурбане, однако, часто были в более мрачных тонах
«Мы знаем, что нам нужно, и мы знаем это уже в течение некоторого времени: дальнейшие сокращения выбросов парниковых газов», сказал премьер-министр Швеции Фредерик Рейнфельдт. «Если нет, то мы просто не сможем перевернуть тенденции глобального потепления».
Кони Хедегаард, главный куратор за раундом переговоров в Копенгагене в 2009 году и нынешний комиссар ООН по вопросам климата признала, что ситуация может двигаться в неправильном направлении. Хотя страны могут дополнить и конкретизировать договоренности, достигнутые а Канкуне в прошлом году, по ее словам, реальный прогресс должен быть показан касательно будущей формы международного режима контроля за выбросами парниковых газов.
«Вы не можете сохранить движущуюся силу в политическом процессе только путем реализации прежних решений, так бы сказать», сказала Хедегаард. «Я считаю, что очень важно, чтобы мир не обманул надежд в Дурбане, а сделал новые шаги вперед».
Видение денег на фоне сомнений
Лидеры развивающихся стран очень много говорили о денежных средствах на смягчение последствий изменения климата и на адаптацию к нему во время дебатов Генеральной Ассамблеи.
«Масштабы изменения климата и ухудшения качества окружающей среды требуют последовательных действий», — сказал Мваи Кибаки, президент Кении. «В этом отношении Кения надеется, что (17-тая Конференция сторон) собрание в Дурбане оправдает африканские ожидания в виде поддержки мер по смягчению последствий изменения климата».
Но помимо средств для оплаты мер по смягчению последствий выбросов парниковых газов и инфраструктурных проектов, чтобы сделать свои страны лучше приспособленными к изменению климата, развивающиеся страны хотят гарантий того, что Киотский процесс будет продолжаться, сказал Хасан, вице-президент Мальдивских островов.
Вынуждение развитых стран оказать финансирование, которое они обещали, может занять больше времени, предупредил он.
«Финансирование, я думаю, будет», — сказал Хасан. Нам нужно это обязательство, и нам нужны люди, чтобы вкладывать деньги в него, но я не знаю, является ли Дурбан местом для осуществления этого».
Осведомленные лица предполагают, что продление Киотского протокола может быть достигнуто поэтапно.
Многие считают, что Европейский Союз может подписать второй период обязательств, поскольку значительная часть этих обязательств по сокращению выбросов уже вписаны в законодательство торгового блока. Помимо этого, другие страны, менее желающие или не способные присоединиться сейчас, могут либо составить план, как присоединиться позже, либо продемонстрировать, как они планируют взять на себя обязательства по сокращению выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов другими способами, оставаясь при этом вне рамок Киотского соглашения.
Но Хедегаард объясняет, что хотя государства-члены ЕС могут иметь желание быть едиными развитыми странами, которые являются участниками второго периода Киотского протокола, они просто не согласятся подписать его в Дурбане, пока не будут иметь убедительных гарантий того, что другие развитые страны находятся на пути установления юридически обязательных целей по сокращению выбросов.
Возможно другая «дорожная карта»
Другие стороны должны, как минимум, принять на себя обязательство «дорожной карты», сказала она. И не только США, Япония, Канада, Австралия и другие развитее страны, но и крупные развивающиеся экономики Китая, Бразилии, Индии и других стран должны продемонстрировать готовность присоединиться.
«Мы могли бы сделать это, потому что у нас уже есть свое собственное разработанное законодательство, мы имеем свои цели, но нет смысла делать нам это самостоятельно, если другие не готовы присоединиться», сказала Хедегаард. «Мы должны быть в состоянии достигнуть соглашения касательно дорожной карты, в смысле договориться о том, когда другие страны-источники выбросов примут на себя юридически связывающие обязательства».
Официальные позиции ведущих экономик дают бедным странам, которые хотят, чтобы Киотское соглашение выжило, слабую надежду на то, что требования Европейского Союза будут удовлетворены.
Крупные развивающиеся страны-источники выбросов, такие как Китай и Индия уже не раз говорили, что не согласятся на обязательные ограничения выбросов парниковых газов, что они трактуют как ограничение на возможность дальнейшего экономического развития. Канада, Япония и Россия до сих пор отказываются присоединиться к продленному Киотскому протоколу, а Австралия может последовать этому примеру.
Совсем недавно Австралия, Норвегия и Япония публично заявили, что усилия по достижению нового глобального обязывающего соглашения требуют больше времени, следовательно, необходимо, чтобы истекло это время между Киотским протоколом и каким-то другим соглашением, какое займет его место.
Все это предвещает недоброе для переговоров в Дурбане, сказал Куми Найду, международный исполнительный директор Гринпис.
«Самое большое беспокойство у нас вызывает то, что Япония, Канада и Россия добиваются «кончины» Киотского протокола», сказал он. «Если Россия, Япония и Канада будут продолжать в том же духе, протокол, безусловно, окажется в отделении интенсивной терапии или умрет, а это будет нарушением того, что было сказано в Канкуне.
Даже предложение «моста», недавно выдвинутое Австралией и Норвегией, которое заключается в том, что окончательная доработка нового международного соглашения должна быть отодвинута до 2015 года, может ослабить обязательства по Киотскому протоколу в такой мере, что результат будет таким же, как и окончание процесса в целом, сказал Найду. Основываясь на своем толковании обеспокоенности развивающихся стран, Найду предостерегает, что окончание Киотского соглашения 31 декабря 2012 года, без заключения нового соглашения или установления нормативно-правовой базы вместо него, может иметь серьезные последствия не только для переговоров по изменению климата.
«Это будет иметь огромные последствия в плане многостороннего сотрудничества», — сказал Найду. «Это может привести к краху [Рамочной конвенции ООН об изменении климата], рамочной программы по изменении климата, в том виде, в котором мы ее знаем».
Натаниаль Гроунволд, репортер E&E.