Европейский союз объявил о ратификации соглашения. Ранее это сделали Китай, США, Бразилия, Индия и более 50 других стран. Договор вступает в силу «досрочно» – ожидалось, что это произойдет только через 2-3 года.
Для вступления в силу Парижского климатического соглашения ООН, заключенного в декабре 2015 г., требовалось, чтобы его ратифицировали более 55 стран, ответственных за более чем 55% глобальных выбросов парниковых газов. С Евросоюзом эти значения были превышены и через 30 дней договор вступит в силу. 7 ноября в Марракеше, Марокко, откроется конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая теперь также станет первой встречей стран-участниц «Парижа».
Всемирный фонд дикой природы приветствует невиданно быстрый для международных договоренностей процесс ратификации. Причина этого успеха кроется как в понимании срочности самой климатической проблемы, так и в том, что соглашение хорошо соответствует глобальному тренду на низкоуглеродное развитие.
«Парижское соглашение не вводит никаких глобальных платежей или штрафов за выбросы, но призывает активно действовать на национальном уровне – стимулировать высокотехнологичное развитие и предпринимать меры адаптации, – комментирует Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» WWF России. – Все это ведущим странам необходимо и без соглашения. У большинства государств уже есть ясное понимание своих действий. Именно поэтому ратификация идет так быстро».
Если Россия не ратифицирует соглашение до конференции в Марокко, то она сможет принять участие во встрече стран-участниц только в качестве наблюдателя. Процесс подготовки к ратификации в нашей стране уже идет, а Минэкономики России поручено проанализировать социально-экономические последствия данного шага.
«Анализ, действительно, важен, однако сама ратификация к дополнительным последствиям практически не ведет. Появление соглашения – результат глобального тренда на низкоуглеродное и высокотехнологичное развитие, на постепенный уход от углеводородного топлива. Именно этот тренд, а не само по себе соглашение требует от России заблаговременных активных и очень непростых действий, – уточняет Алексей Кокорин. – При этом отказ от ратификации поставит страну в положение всемирного врага климатического прогресса и будет на руку лишь нашим оппонентам».
Формально Парижское соглашение начнет действовать после 2020 года, но на практике работа по нему начинается уже сейчас. В Марракеше пойдет разработка критериев и правил деятельности. В частности, это относится к международным проектам по снижению выбросов парниковых газов, к деятельности по землепользованию и лесам, к критериям климатического финансирования.
Парижское соглашение – принципиально новый глобальный шаг к снижению риска и ущерба от изменений климата. В отличие от Киотского протокола, усилия его участников направлены не только на снижение выбросов, но и на адаптацию к изменениям климата и помощь наиболее слабым и уязвимым странам. Согласно соглашению, все страны обязаны принять национальные цели по снижению или ограничению роста выбросов парниковых газов на 2025 или 2030 год и регулярно их пересматривать в сторону усиления. Также странам необходимо будет разработать национальные стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года, а также национальные планы адаптации.
Источник: wwf.ru