
Climate Action Network Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (CAN ВЕКЦА) совместно с Фондом имени Фридриха Эберта (FES) публиковали обзор текущих определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ) Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Молдовы.
Материал подготовлен совместно с Фондом имени Фридриха Эберта FES. Изложенные мнения могут не совпадать с позицией Фонда.
Автор: Светлана Могилюк, общественное объединение “ЭКОМ”, Казахстан.
Казахстан уже сегодня сталкивается с ощутимыми последствиями изменения климата — ростом температуры, учащением экстремальной жары и трансформацией природных циклов. На фоне этих вызовов вопрос обновления климатических обязательств страны становится ключевым для устойчивого развития, привлечения инвестиций и выполнения международных договорённостей. Новый этап формирования ОНУВ 3.0 открывает возможность для более амбициозной и реалистичной климатической политики, соответствующей глобальным требованиям и интересам национальной экономики.
Согласно бюллетеню об изменении климата, который ежегодно готовит Казгидромет, в нашей стране наблюдается устойчивое повышение средней годовой температуры воздуха на территории всех областей Казахстана. В среднем повышение среднегодовой температуры воздуха составляет 0,36 ºС каждые 10 лет. Лето становится жарче: всё чаще возникают волны жары, они длятся дольше, а год в целом характеризуется более продолжительными периодами тепла. Такие изменения не только влияют на организм человека и животных, но и портят дороги, ухудшают условия жизни в городах и местах отдыха.
Энергетика тоже страдает: растёт потребность в дополнительной выработке электричества для охлаждения зданий. Повышение приземной температуры сокращает период с отрицательными температурами. Осадки выпадают чаще в жидком виде. Это влияет на снегонакопление. В горных районах сокращается как площадь, так и период выпадения осадков в твердом виде, что сказывается на ледниковых системах. Есть конечно и положительные эффекты – требуется меньше энергии для обогрева зданий в холодный период, но при этом стало гораздо больше случаев гололедицы.
Средняя годовая температура воздуха в Казахстане за последнее десятилетие 2015–2024 гг. составила +6,98 °С и превысила климатическую норму на 0,70 °C. Последнее пятилетие 2020–2024 гг. также было самым теплым со значением среднегодовой температуры воздуха +7,35 °С, которое превысило климатическую норму на 1,06 °С. 2023 год в среднем по территории Казахстана занял рекордное 1-е место в ранжированном по убыванию ряду среднегодовых температур воздуха с 1941 г., аномалия среднегодовой температуры (отклонение от среднего многолетнего значения за период 1961-1990 гг.) в 2023 году составила +2,58 °C.
Важность согласования климатической политики Казахстана с Парижским соглашением и процессом Глобальной инвентаризации.
Вопрос сокращения антропогенного воздействия на изменение климата очень важен для Казахстана и важно участие нашей страны в Парижском соглашении. Основными целями этого Соглашения являются удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней (уровень 1850-1900 гг.) и приложение усилий по ограничению прироста температуры до 1,5°С.
Каждая Сторона подготавливает, сообщает и сохраняет последовательные определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ), которых она намеревается достичь. ОНУВ – это документ, где страны отражают/принимают внутренние меры по предотвращению изменения климата, с тем чтобы достичь целей таких вкладов. При этом в Парижском соглашении отмечается, что каждый последующий ОНУВ Стороны будет представлять собой продвижение вперед и отражать как можно более высокую амбициозность.
ОНУВ имеет два направления влияния. Внешнее – это демонстрация стремления к достижению определенных целей, приверженность к изменениям, реальность механизмов достижения этих целей на международном уровне. Результатом этого влияния является политическая поддержка, привлечение международных инвестиций. Внешние частные инвестиции продолжат играть важную роль в Казахстане, но международные инвесторы переходят к устойчивым (ESG) инвестициям. Неспособность убедительно сигнализировать о приверженности целям декарбонизации снизит интерес международных инвесторов к Казахстану.
Внутреннее – это сигнал инвесторам внутри страны о необходимости изменений, четкое определение необходимых мер и времени их осуществления. Наличие в ОНУВ четких целей обеспечивает гармонизированное развитие различных элементов общей системы: законодательства, инфраструктуры, внутренних инвестиций. Большая часть внутренних частных инвестиций в декарбонизацию будет служить замене старого высокоуглеродного оборудования на новые, низкоуглеродные технологии. Пока частные инвесторы не видя требований по мерам сокращения угля, предотвращения выбросов метана не стараются вкладывать ресурсы в новые технологии с более высокими требованиями по выбросам.
Текущие ОНУВ и заявленная цель достижения углеродной нейтральности к 2060 году.
В ОНУВ, который можно назвать 2.0, принятый в Казахстане в апреле 2023 года были обозначены следующие цели:
Безусловная цель, которая планировалась к достижению в расчете только на внутренние ресурсы страны, без помощи извне выглядела так: снижение выбросов парниковых газов на 15 процентов к концу 2030 года относительно уровня выбросов базового 1990 года.
Условная цель, которую планировалось достичь при условии наличия внешней поддержке, от международного финансирования: снижение выбросов парниковых газов на 25 процентов к концу 2030 года при условии значительных дополнительных международных инвестиций и значительной грантовой помощи; доступа к международному механизму трансферта технологий; со-финансирования и участия в международных научно-исследовательских проектах, опытно-конструкторских работах перспективных низкоуглеродных технологий и инициатив наращивания местного экспертного потенциала.
Основные пробелы в текущих ОНУВ (на основе предыдущих оценок)
Однако в ОНУВ от 2023 года есть ряд очень серьезных пробелов:
- В документе на обозначено как Казахстан намерен достигать сценария 1,5°C, нет промежуточных целей на 2035 год и прозрачного моделирования.
В Казахстане приверженность к целям Парижского соглашения обозначена принятием целого ряда документов. В Экологическом кодексе Республики Казахстан, принятом в январе 2021 есть целый раздел «Климат и озоновый слой атмосферы», где прописаны механизмы государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов и государственное управление в сфере адаптации к изменению климата.
В декабре 2021 года принята зеленая таксономия, описывающая классификацию «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты. В феврале 2023 года Казахстан принял Стратегию достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года.
Казахстан взял на себя обязательство достичь (при международной поддержке) углеродную нейтральность в экономике к 2060 году. Также страна поставила целью увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе до 50 % к 2050 году. Но и в Стратегии, и в ОНУВ представлены только общие декларации, без конкретных целей достижение которых можно было бы измерить и оценить прогресс.
- Отсутствие стратегии поэтапного отказа от ископаемого топлива, несмотря на высокую зависимость страны от нефти, угля и газа.
Еще при подготовке предыдущего ОНУВ международные эксперты указывали, что отказ от угля, который является основным источником выбросов парниковых газов, позволит Казахстану достичь не менее 40% сокращения. Доля угольного сектора в занятости в стране совсем незначительна – всего 0,5% от всех занятых, как и доля в общей добавленной стоимости. При этом значительная часть добываемого угля экспортируется в другие страны, что позволит какое-то время еще найти рынок сбыта и плавно сокращать добычу.
Иногда можно видеть такое мнение, что доля Казахстана в мировых выбросах парниковых газов очень мала и нет необходимости предпринимать усилия по ее снижению. Но декарбонизация несет реальные экономические и социальные выгоды.
Сценарии декарбонизации просчитанные в совместном проекте правительства Республики Казахстан и GIZ при подготовке предыдущего ОНУВ, показали, что совокупные чистые выгоды для общества при отказе от угля могли составить бы до 137 млрд. долл. США с 2021 г. по 2060 г. Даже при самом консервативном расчете, предотвращенные затраты только на здравоохранение значительно превысили бы потери доходов от занятости в угольном секторе. При этом по оценкам Международного энергетического агентства субсидии в Казахстане на ископаемое топливо составили в 2019 г. 6,6 млрд. долл., в т.ч. 2,2 млрд. долл. – на уголь. В целом, продолжение добычи и сжигания угля значительно снижает общее благосостояние в нашей стране. Общие выгоды отказа от угля намного превышают затраты, необходимые для его замены.
На встрече «ОНУВ 3.0 Республики Казахстан: Диалог по формированию климатических обязательств», состоявшейся 11-12 августа 2025 года в Астане, общественности был представлен прогресс в разработке ОНУВ 3.0. В докладах экспертов прозвучала оценка что на энергетический сектор приходится 77% всех выбросов парниковых газов в стране, а 67% всего CO2 генерируется за счет сжигания угля.
Это еще раз показывает важность сокращения использования угля. Исследование авторитетного европейского исследовательского центра Agora Energiewende показало: для обеспечения роста экономики и энергобезопасности Казахстану не требуется строительство новых угольных или газовых станций. Оптимальный и наиболее дешевый сценарий – это масштабное строительство ветровых электростанций.
- Отсутствие комплексной системы справедливого перехода для поддержки работников и регионов, зависящих от отраслей, использующих ископаемое топливо. Не обозначены меры по оценке социального воздействия климатической политики на работников, сообщества или регионы, зависящие от отраслей, основанных на ископаемом топливе, а также на сообщества, наиболее уязвимые к последствиям изменения климата.
Долгосрочные усилия Казахстана по декарбонизации могут непропорционально сильно повлиять на определенные секторы и группы населения, если не будет реализована социально инклюзивная стратегия. Изменение структуры энергетики может потребовать переобучения, создания альтернативной занятости. С указания на эти потребности начало складываться понятие справедливого перехода, которое инициировали на глобальном уровне профсоюзы, адресуя первоначально это понятие к высвобождающимся работникам.
В Казахстане существует много моногородов основная занятость и благополучие населения которых связана с добывающими отраслями. И это не только отрасли связанные напрямую с топливной энергетикой, добычей ископаемого топлива. Но и все города, экономика которых связанные с добычей, обогащением природных ресурсов. Если Казахстан не будет соответствовать требованиям Парижского соглашения, то продукция этих городов может стать не востребованной, и благосостояние жителей под грозой. Все эти риски следует учесть в моделировании при разработке ОНУВ 3.0.
Впрочем, в настоящее время понятие справедливого перехода становится все более широким и требует учета потребностей более широкого круга людей, что требует большей вовлеченности различных групп к разработке мер климатической политики.
- Вклад землепользования, сельского и лесного хозяйства в эмиссию парниковых газов в ОНУВ 2.0 не рассматривается. Они только упоминаются среди секторов, по которым будет проводиться оценка.
Лесные массивы Казахстана занимают 1,24 процентов от общей площади страны, или 3,48 миллиона гектар. Для целей выполнения ОНУВ до 2030 года будут среди запланированных мероприятий указано доведение площади лесов до 14,5 млн. гектаров. Как отмечается, лесоразведение, помимо экономических выгод и дополнительных результатов в части смягчения последствий изменения климата, позволит правительству решить проблему эрозии земель, увеличить удержание воды и улучшить качество грунтовых вод.
Лесоразведение на площади не менее 1,5 миллиона гектар деградированных земель в рамках Боннского вызова принесет существенные выгоды для смягчения последствий изменения климата. Кроме увеличения поглощения углерода, программы лесоразведения будут поддерживать восстановление земель, преобразовывать непродуктивные земли в лесные угодья, восстанавливать поврежденные ландшафты и создавать рабочие места в устойчивом лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.
Также в ОНУВ 2023 года указано, что результаты смягчения последствий изменения климата за счет лесовозобновления и лесоразведения в рамках трех различных сценариев до 2030 года были смоделированы для Казахстана с использованием модели углеродного бюджета лесного сектора Канады. По итогам моделирования в течение первых трех лет (после посадки) каждый гектар хвойных, мягколиственных или твердолиственных пород деревьев поглощает в среднем 1 тонну углерода в год, что эквивалентно 3,67 тоннам CO2 в год на гектар при отсутствии факторов беспокойства. Однако позже этот показатель снижается до 0,7 тонн углерода в год на гектар леса.
Сектор сельского хозяйства вообще с точки зрения вклада в выбросы парниковых газов в ОНУВ 2023 года не рассмотрен подробно, лишь указаны риски, которым сельское хозяйство подвергается в разделе, посвященном адаптации.
- Отсутствие гендерно-ориентированного планирования и инклюзивного управления.
Хотя в ОНУВ 2023 года обозначен раздел об учете гендерных факторов в адаптации. Но обозначены в нем только невнятные намерения на будущее: «Роль женщин в адаптации методов ведения сельского хозяйства к изменению климата, участие в процессах принятия решений, планирования и реализации проектов повышения осведомленности и изменения общественного поведения в сторону более ответственного использования воды и энергии, понимании климатических рисков и других выявленных проблемах будут отражены в соответствующих государственных программах по приоритетным для адаптации к изменению климата сферам государственного и местного управления».
Между тем, гендерная оценка должна поводиться для всех мероприятий, включаемых в ОНУВ. Не рассмотрено должным образом участие молодежи в разработке мер по снижению воздействия на климат и адаптации к его изменениям. А ведь именно молодому поколению предстоит как внедрять планируемые меры, так и переживать нарастающие негативные последствия изменения климата.
В целом в ОНУВ 2.0 вовлеченность общественности предусмотрена только в пассивной форме. Планируется лишь просвещение и повышение осведомленности населения Казахстана, путем формирования экологической культуры. Популяризация зеленых политик и мер посредством публикаций, повышения осведомленности за счет целевого информирования бизнес-сообщества, разъяснения правил и принципов зеленой экономики. Между тем инклюзивность в управлении подразумевает учет потребностей участников процесса, в случае с ОНУВ речь идет о различных группах населения.
Рекомендации по обновлению ОНУВ
В середине февраля 2025 года Министр экологии и природных ресурсов Республики Казахстан провёл встречу с представителями международных организаций и экспертного сообщества для обсуждения ключевых аспектов формирования ОНУВ 3.0. В дискуссии приняли участие представители NDCP, UNDP, FAO, UNICEF, UNITAR, GIZ и ССАС, которые обещали экспертную и техническую поддержку в разработке документа.
Было заявлено, что при разработке обновленного ОНУВ будет учтен международный опыт, а разработка ОНУВ 3.0 будет осуществляться на основе модели LEAP (Long-range Energy Alternatives Planning System), что позволит провести детальный анализ сценариев низкоуглеродного развития Казахстана и выработать наиболее эффективные меры по сокращению выбросов парниковых газов.
Гражданское общество считает необходимым включить в документ, который сейчас разрабатывается как ОНУВ 3.0, следующее:
- Необходимо отразить прозрачный, научно обоснованный подход к сокращению выбросов, включая промежуточный целевой показатель на 2035 год и четкую связь с 1,5-градусным трендом и оценками Глобального обзора.
- Представить стратегию поэтапного отказа от ископаемого топлива с четкими отраслевыми сроками и планами инвестиций в возобновляемые источники энергии. Эта дорожная карта также должна учитывать социально-экономические последствия перехода и избегать привязки к инфраструктуре ископаемого топлива.
- Включить меры обеспечения справедливого перехода, включая интересы различных групп: переподготовку работников, социальную защиту, программу региональной поддержки и участие гражданского общества, в особенности наиболее уязвимых групп, женщин и молодежи.
- Предусмотреть отдельный и прозрачный учёт для секторов землепользования, сельского и лесного хозяйства. Обозначить определённые цели по устойчивому развитию сельского хозяйства. Согласовать политику лесопользования и землепользования с национальными целями по биоразнообразию и адаптации.
Почему сильный ОНУВ важен для Казахстана
Сильный ОНУВ обеспечит снижение нагрузки на окружающую среду. Отказ от угля дает значительные общественные выгоды через снижение загрязнения воздуха в городах, а значит и сокращение заболеваний и снижение затрат на лечение, к тому же обеспечит повышение производительности труда и сокращение потерь рабочего времени.
Четкие цели ОНУВ, понятным образом демонстрирующие как страна стремится содействовать выполнению глобальной цели сохранения температурной траектории 1,5°С принесет также ощутимые выгоды на международном уровне, повышая конкурентоспособность производимой в нашей стране продукции, привлекая международную финансовую поддержку и инвестиции в чистые производства.






