Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало доклад, посвящённый выбросам парниковых газов в 2011 году.
Составители приходят к выводу, что необходимо срочно сокращать производство CO2, ибо мы сейчас выбрасываем больше, чем в любой другой момент человеческой истории. К счастью, ещё не слишком поздно.
В 2010 году был зафиксирован крупнейший рост — на 1,6 Гт по сравнению с 2009-м (предыдущий рекорд равнялся 1,2 Гт). Общая масса составила 30,6 Гт. Энергоёмкость (отношение потребления первичной энергии к валовому внутреннему продукту) выросла в 2010-м впервые с 1990 года — возможно, из-за относительно доступных цен на ископаемое топливо и экономического стимулирования. По этим причинам рост, достигнутый в 2010 году, не может быть повторён.
В 2011 году выбросы CO2 всё равно установили ещё один рекорд, увеличившись на 1 Гт и составив 31,6 Гт. Больше этого человечество никогда не производило. Зато, кажется, героические усилия сократить выбросы принесли какие-никакие плоды: уровень роста оказался всего на четвёртом месте в истории наблюдений.
Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) удалось снизить свои выбросы на 0,6% по сравнению с 2010 годом, а показатели остальных, напротив, выросли — на 1,6%. Крупнейший вклад внёс Китай (0,72 Гт), в первую очередь из-за роста потребления угля. В то же время отношение выбросов СО2 к валовому внутреннему продукту в КНР упало на 15% в 2005–2011 годах. Без этого прошлогодние выбросы Китая были бы на 1,5 Гт выше. За столь короткий срок страна сделала очень много для повышения энергоэффективности и внедрения альтернативных источников энергии. Стоит также отметить, что уровень выбросов на китайскую душу населения составляет всего 63% от аналогичного показателя ОЭСР.
Выбросы CO2 в США упали на 1,7%, в основном благодаря переходу угольных электростанций на природный газ. Евровыбросы снизились на 1,9% в связи с медленным ростом экономики и тёплой зимой. Выбросы Японии увеличились на 2,4% за счёт того, что после аварии на АЭС «Фукусима-1» на смену ядерной энергетике пришло ископаемое топливо.
В прошлом году и совокупный, и годовой объём выбросов соответствовали «Сценарию А2» «Специального доклада о сценариях выбросов» Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). В этом документе прогнозируется относительно медленное движение к энергоэффективности и со стороны конечного использования, и со стороны предложения. Кроме того, предсказаны задержка развития возобновляемых источников энергии и отсутствие препятствий к использованию энергии ядерной.
Выбросы-2011 оказались чуть выше кривой «Сценария А2», что означает глобальное потепление примерно на 4 ?С к 2100 году.
В преддверии «Пятого оценочного доклада» МГЭИК разработала новые сценарии выбросов под названием «Представительные пути концентрации» (Representative Concentration Pathways, RCPs). Численное значение RCP фиксирует степень радиационного прогрева, связанного с парниковыми газами. Например, RCP 4,5 означает, что к 2100 году радиационный прогрев составит 4,5 Вт/м?. Речь идёт о мере глобального дисбаланса энергии. Радиационный прогрев указывает, сколько тепла удерживается за счёт увеличения выбросов парниковых газов. Вследствие двукратного увеличения атмосферной концентрации СО2 радиационный прогрев составит около 4 Вт/м?.
Поскольку это нововведение учитывает выбросы CO2 лишь с 2005 года, различные сценарии существенно расходятся только после 2011-го. Поэтому у нас ещё есть время решить, какой путь выбрать.
RCP 3-PD (3 Вт/м? на пике с последующим снижением) — вот путь, который приведёт к радиационному воздействию в 2100 году в размере 2,6 Вт/м?, что соответствует глобальному потеплению примерно на 2 ?С выше доиндустриального уровня. Это повсеместно признанный предел опасности, за которым начинаются ненужные риски.
В своем недавнем докладе «Критическое десятилетие» климатическая комиссия австралийского правительства сообщала, что в первой половине XXI века человечество должно произвести не более 1 трлн т CO2, чтобы иметь 75-процентный шанс избежать преодоления опасного порога.
Первую половину века мы прожили на 22%, но лимит на выбросы исчерпали уже почти на 33% (328 Гт). И чем дальше будем медлить, тем резче придётся снижать выбросы в дальнейшем. Это означает, что если пик эмиссии придётся на 2020 год, то к 2030-му их надо будет снижать на 9% в год, а ещё через десять лет они должны будут полностью прекратиться.
Согласно сценарию МЭА, пик выбросов (32,6 Гт в год) должен быть достигнут не позднее 2017 года. Это значит, что в течение следующих шести лет (включая нынешний год) они могут расти на 1 Гт. В 2011-м они увеличились как раз на эту цифру, что не может не радовать.
Но одновременно уже сейчас надо разворачивать ту инфраструктуру, которая обеспечит снижение выбросов после 2017–2020 годов. Для того чтобы добиться необходимого сокращения выбросов, сценарий МЭА предусматривает введение в развитых странах налога на выбросы углерода в диапазоне $20–45 за тонну в 2020 году. К 2035-му он должен вырасти до $95–120, причём уже для всех стран.
Для достижения всех этих целей необходимо международное обязывающее соглашение. Увы, многочисленные переговоры и саммиты ООН показали, что на такой договор едва ли кто-то согласится.
Источник: science.compulenta.ru