Проект Clima East и Государственное агентство лесных ресурсов Украины 6 июля провели семинар по вопросам уязвимости лесов Украины к изменению климата. Cеминар был посвящен результатам выполнения проекта “Укрепление потенциала в области проведения оценок уязвимости равнинных лесов Украины к изменению климата”. Этот проект был реализован в рамках Службы экспертной поддержки проекта Clima East.
Эксперты, участвующие в этом проекте Службы экспертной поддержки, исследовали текущее и ожидаемое воздействие изменения климата на украинские равнинные леса (которые составляют около 80% лесных площадей страны), применив результаты современных моделей изменения климата к лесному сектору. Эта работа была проделана благодаря сотрудничеству ведущих ученых в области климата и лесного хозяйства: кандидата физико-математических наук Светланы Краковской из Украинского гидрометеорологического института, кандидата сельскохозяйственных наук Игоря Букши из Украинского научно-исследовательского института лесного хозяйства и агролесомелиорации и профессора Анатолия Швиденко из Международного института прикладного системного анализа (Лаксенбург, Австрия).
Сценарии изменения климата, разработанные Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), были использованы в качестве основы для исследования, из которых сценарий A1B был выбран в качестве наиболее вероятного и сбалансированного сценария. Светлана Краковская представила результаты глобальных и региональных климатических моделей и их ансамблей для территории Украины, которые показывают, что средняя годовая температура повысится в среднем на 3,1 0 С к концу 21-го века по сравнению с 2001-2010 гг. Минимальные и максимальные температуры, годовое количество осадков, его сезонное распределение и другие ключевые параметры существенно изменятся в течение этого столетия. В ходе исследования был рассмотрен также дополнительный (пессимистичный) сценарий, в котором было принято максимальное ожидаемое повышение температуры с минимальным количеством осадков по сценарию A1B (А1В+T-P сценарий) для того, чтобы смоделировать потенциально наиболее негативные влияния на украинские леса. Несколько климатических индексов (включая важные для лесного хозяйства Украины показатели изменения сухости климата) были рассчитаны по обоим сценариям для пяти периодов (1961-1990 гг, 1991-2010 гг, 2011-2030 гг, 2030-2050 гг и 2081-2100 гг.) для оценки тенденций и уровней воздействия изменения климата на леса.
Игорь Букша представил результаты анализа ожидаемых последствий изменения климата для равнинных лесов. Согласно сценарию A1B, ожидается, что границы климатических зон (по температуре и влажности) сдвинутся на север, что приведет к аридизации и ухудшению условий роста лесов. Эти изменения, вероятно, приведут к соответствующему сдвигу и уменьшению лесных площадей в Украине, замене зональных типов растительности, изменению представленности лесных формаций и типов леса, снижению жизнеспособности лесов, их устойчивости к вредителям и болезням, массовым вспышкам размножения вредителей, увеличению частоты и площади пожаров (особенно в хвойных лесах), снижению продуктивности и товарности древостоев, снижению объемов депонирования углерода, изменению продного состава лесов, а также снижению лесного биоразнообразия (особенно для стенотопных видов с узким климатическим диапазоном). Все вместе может существенно усилить отпад и усыхание древостоев, а также вести к необратимой трансформации лесной растительности, особенно в критических условиях произрастания.
С помощью ГИС были построены карты зон благоприятности экологических условий по климатическим показателям континентальности, влажности и морозности для шести основных лесообразующих пород, которые продемонстрировали изменения в течение пяти вышеуказанных периодов по сценарию A1B. Были представлены результаты анализа ожидаемых изменений в датах устойчивого перехода температуры через так называемые реперные точки (0, +5, +10, +15 0С) осенью и весной, с которыми связаны биологические циклы в лесных экосистемах. Эти изменения обусловливают необходимость внесения корректировок в установившуюся лесную практику, в частности, определение сроков посадки леса, подбор видов лесных пород деревьев и кустарников, прогнозирование распространения вредных насекомых и своевременное применение мер защиты леса, определение сроков оптимального периода проведения рубок и вывоза древесины, выбора приоритетов при расчистке пожарищ, буреломов и ветровалов и тому подобное.
Профессор Швиденко сосредоточился в своем выступлении на путях повышения устойчивости украинского лесного хозяйства и необходимости адаптации к изменению климата. Он подчеркнул, что основной предпосылкой для успешной адаптации в лесном хозяйстве является переход к устойчивому управлению лесами. Это должно стать частью национальной стратегии перехода к устойчивому развитию общества и государства в целом, развитию гражданского общества европейского типа и значительных усилий по ускорению научно-технического прогресса. Соответствующий опыт развитых стран, в частности Европейского Союза, мог бы быть полезен для ускоренного развития лесного хозяйства в Украине. Разработка Лесной стратегии Украины могла бы представить фундамент для перехода к устойчивому лесоуправлению в стране, служить основой государственных планов и соответствующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых документах. Важной предпосылкой является создание эффективной системы учета и мониторинга лесов, которая оперативно сигнализировала бы об изменениях в функционировании леса на ранних стадиях. Национальная стратегия адаптации к изменению климата (которая разрабатывается в Украине) и стратегические документы, касающиеся состояния внешней среды и лесного сектора, должны включать конкретную систему лесохозяйственных и межсекторальных действий по адаптации лесов и лесного хозяйства к глобальным изменениям.
В семинаре приняли участие около 30 человек, включая представителей центральных органов исполнительной власти (Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства аграрной политики и продовольствия, Государственного агентства лесных ресурсов), лесных научных, образовательных и проектных учреждений, институтов, неправительственных организаций, средств массовой информации, а также эксперты других международных проектов технической помощи.