Евросоюз согласится на принятие второго периода обязательств по Киотскому протоколу только при условии аналогичных действий других сторон и разрешения проблем механизма, в том числе связанных с накопленными Россией и другими странами квотами на 11 миллиардов тонн CO2-эквивалента, заявила еврокомиссар по вопросам климата Конни Хедегаард (Connie Hedegaard).
Киотский протокол — это документ, содержащий количественные параметры и описывающий механизмы сокращения выбросов парниковых газов. Протокол, дополняющий Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (UNFCCC), вступил в силу в 2005 году. Срок действия обязательств по нему истекает в 2012 году, и ряд сторон выступает за решение проблемы «преемника», нового юридически обязывающего соглашения, путем принятия второго периода обязательств в рамках Киотского протокола.
«Да, мы могли бы согласиться на второй период обязательств, но только если другие стороны (протокол не ратифицировали, в частности, США) тоже примут на себя обязательства и если нам удастся разрешить проблемы, связанные с недостатками Киотского протокола», — сказала Хедегаард журналистам.
В числе таких проблем комиссар назвала, в частности, накопившиеся 11 миллиардов тонн CO2-эквивалента «горячего воздуха» (hot air), так называемых единиц установленного количества (AAU), выделенных странам по Киотскому протоколу — это «выбросы парниковых газов, которые так никогда и не случились».
При этом около 8 миллиардов тонн AAU приходится на Россию, которая не использовала эти квоты с момента ратификации Киотского протокола в 2005 году и до последнего времени — квоты за реализацию проектов совместного осуществления (JI) их участники получают из «пула» AAU страны. Сбербанк в конце октября закончил прием заявок на второй конкурс проектов JI, общий объем которого, как и объем первого конкурса, составляет 30 миллионов тонн CO2-эквивалента.
Перенос такого объема квот, накопленных за первый период обязательств, в следующий период, по словам Хедегаард, может свести на нет реальные сокращения выбросов после 2012 года. При этом вопрос возможной компенсации странам, чьи квоты могут «сгореть» во втором периоде обязательств, Хедегаард назвала «очень сложным» и требующим дополнительного анализа.
Комиссар подчеркнула, что эти условия необходимы, поскольку в их отсутствие, при безусловном согласии ЕС на второй период обязательств, политическое давление на другие стороны снизится, и проблема будет «заморожена» вместе с инициативами по ее решению во всем мире.
«Мир не может себе позволить просто продолжать жить и работать по обычному сценарию, поэтому нам и нужны эти условия… С каждым годом промедления нам будет все сложнее и сложнее оставаться в пределах двух градусов Цельсия», — подчеркнула Хедегаард.
Источник: eco.rian.ru